Шафиит или ашарит: Исмаил ибн Мухаммад аль-Асфахани (457-535 г.)

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Шафиит или ашарит: Исмаил ибн Мухаммад аль-Асфахани (457-535 г.)

Абу аль-Касим, Исма’ил ибн Мухаммад ибн аль-Фадль ибн ‘Али аль-Кьурейши ат-Теймий аль-Асбахани аш-Шафи’и, прозванный «Блюстителем Сунны». Выдающийся Ученый, Шейх аль-Ислам, Имам, Хафиз, Муфассир, обладатель сильной памяти, блестяще знавший арабский язык, науку о передатчиках хадисов.

Автор многих книг: «ат-Таргьиб ва ат-Тархиб», «аль-Джами’ фи ат-Тафсир», «аль-Худжа» и другие. Родился в 457 г., умер в 535 г. Читайте о нем у аз-Захаби в «Сияр» 20/70; у аз-Заркьали «А’лям»; у Ибн Касира в «Бидаят уа Нихаят».

Хотелось бы указать, что Имам аль-Асбахани, был учеником Имама Абу Музоффара, Мансура ибн Мухаммада ас-Самьани, Ханафи, а в последствии известнейшего Ученого Шафиита, (426 г.- 489 г.)  Он был выдающимся ученым в Фикхе аш-Шафии, учеником известного Имама «Асхабуль-Хадис», Мухаддиса, Абу Саада аз-Зинджани аш-Шафии (381г. – 471г.), того самого аз-Зинджани, который приводит известное письмо Абу Аббаса ибн Сурейджа аш-Шафии по вопросам вероубеждений упомянутое Имамами аз-Захаби в книге «Улюв», и Ибн Кайимом аль-Джаузия.

Я укажу лишь на некоторые цитаты из его и книги, которые я прочел из нее.

Говорит Имам, Исмаил ибн Мухаммад аль-Асфахани аш-Шафии в своей книге «Худжа фи байян аль-махаджа»«Мнение Салафов, да смилуется над ними Аллах, о Качествах и Атрибутах Аллаха, пришедших в Коране и достоверных передачах от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует,- это подтверждение и прохождение их на внешнем смысле, отрицая от этого форму-образ.

Некоторые люди, отрицали их, объявив несостоятельным то, что утвердил Аллах в отношении Себя. Другие, подтверждая их, зашли слишком далеко, углубляясь в (исследовании) формы-образа.

Однако правильным является держаться середине меж этими двумя методами. И это, потому что исследование в Качествах и Атрибутах Аллаха является частью исследования в Его Сущности. Подтверждение же Сущности, является утверждением Её существования и не утверждением для Нее формы-образа. Таким же образом утверждение Качеств и Атрибутов, мы утверждаем их потому что Коран и Сунна пришли с ними. Таковой была методология Салафов в этом вопросе». (1/174)

«Шейх Али ибн Умар аль-Харби [1] аш-Шафи’и писал в своей книге «Сунна»: «Аллах Всевышний Снисходит каждую ночь на ближайшее небо. Так сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и здесь не следует задаваться вопросам «как?»… Кто скажет, что не снисходит, а низводит, тот ввел новшество. Кто скажет, низводит свет, тот тоже ввел новшество и высказал возражение в сторону Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Наше убеждение, это то, что Аллах обладает Троном и Он на Троне …»». (1/248)

«…таким же образом утверждение Его Качеств и Атрибутов, это утверждение их существования, а не утверждение их формы-образа. Если мы сказали Рука, Слух, Зрение и т.п. то поистине, это Его Качества и Атрибуты, Он утвердил их в отношении Себя, и нельзя сказать, что смысл Руки,- это мощь (сила), смысл Слуха и Зрения,- это знание и познание. Но таким же образом нельзя уподоблять это рукам, слуху и зрению творений. Мы говорил, что следует их подтверждать т.к. Шариат пришел с этим, и так же следует отрицать от этого подобие, т.к. Аллах сказал:«Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий». (1/287)

«Сказали некоторые Ученые Ахлю-Сунна: «Поистине Аллах на Троне, отделен от творений». Сказали муътазилиты, что Он Сущностью Своей повсюду. Сказали ашариты, что (аль-Истива) Вознесение происходит с Троном.

Но если было бы так, как они говорят, то слова Трон, должно было придти в именительном падеже, а т.к. оно пришло в родительном падеже, то это указывает, что это Вознесение Аллаха. Другие сказали что под (аль-Истава) Вознесением следует понимать (аль-Истиля) Овладение… однако, овладение бывает лишь тогда, когда у кого-то появляется мощь овладеть чем-то, после того как он был не в силах это сделать. А Аллах, всегда был Мощен на всякую вещь и владел ими всеми!». (2/110)

«Аллах оповестил нас о Фараоне, что тот сказал: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы (Моисея). Воистину, я считаю его лжецом».

Фараон понял от Мусы, мир ему, что тот утверждает о Боге, Который на небесах, потому пожелал построить башню, чтоб добраться и посмотреть, обвиняя Мусу во лжи. Джахмиты не знают что Аллах над бытием в Своей Сущности, их понимание хуже чем понимание фараона. Ведь достоверно известно от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он однажды спросил рабыню, которую пожелал освободить ее хозяин: «Где Аллах?» Она сказала: «На небесах» и сделала жесть головой. Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Кто я?» Она сказала: «Ты посланник Аллаха». И тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Освободи ее поистине она верующая». Пророк постановил о ее вере, после того как она сказала что Он на небесах, а джахмиты говорят что сказавший подобное неверующий!». (2/115)

Ссылка на рукопись этой книги: «Худжа фи байян аль-махаджа»

[1] Али ибн Умар ибн Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Харби, аль-Багдади аш-Шафи’и, известен как Ибн аль-Къазвини. Сказал аль-Хатиб: «Был одним и праведных рабов Аллаха, аскетов». Умер в 442 г., «Тарих аль-Багдад», 12/43.

Автор: Имам

«Анти-Суфия»

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s