Вероубеждение Имама Ахмада

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Вероубеждение Имама Ахмада

Работа, собравшая по Милости Аллаха в себе инша-Аллах все достоверные передачи от Имама Ахмада в вопросах Имен и Качеств Аллаха.

Предисловие

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и милость Его Посланнику Мухаммаду, его семье, и его праведным сподвижникам, а затем:

Мы продолжаем по милости Аллаха нашу серию «Акыда четырех имамов в вопросе имен и качеств Всевышнего Аллаха», и теперь мы представим нашим читателям акыду имама Ахлю ас-Сунна, Ахмада ибн Ханбаля.

Скажем немножко о нашей методологии в этом исследовании. Безусловно, от имама Ахмада передается в этом вопросе очень много, однако важно в таких вопросах соблюдать манхадж науки хадиса, и мы обязали себя в этом вопросе придерживаться правил науки хадиса, и приводить только то, что достоверно от имама Ахмада.

Ведь верно сказал Абдуллах ибн аль-Мубарак: «Иснад — из религии. Если бы не иснад, кто угодно говорил бы что хотел!». («Сахих» Муслим, вступление)

Мы отбросили все передачи, которые приводятся от Ахмада без иснада, либо с недостоверным иснадом, даже если среди этих сообщений были те, которыми можно было бы сломать спины приверженцев нововведений, и оставили только то, что достоверно от имама.

Оставленные нами сообщения от имама приводятся в книгах «Аль-Масаиль» (Вопросы) его ближайших учеников. Эти книги составляют основу ханбалитского мазхаба, и содержат в себе список вопросов которые они задавали имаму, и его ответы, либо с книг учеников его ближайших учеников, таких как Абу Бакр аль-Халляль, которые не слышали лично от имама Ахмада, но учились у его учеников, поэтому данные иснады — очень короткие, и предельно достоверные.

Также хотелось бы обратить внимание на недавно вышедшую работу «Моя акида — акида благородного имама Ахмада Ибн Ханбаля». Автор данной работы не придерживался данного манхаджа в своей работе, приведя сообщения без иснада из книг «Табакат аль-Ханабиля», и «Ибталь ат-тавилят», и это позволяет приверженцам нововведений:

1. Назвать это недостоверным от имама Ахмада.
2. Обязать автора принять точно такие же сообщения без иснада, передающиеся от Ахмада, в которых утверждаются еретические представления.

Чтобы такого не случилось, нужно придерживаться научных правил, и мы убеждены, что авторы должны более тщательно подходить к подобным работам, поскольку они говорят не только от себя, но и от лица всех представителей Ахлю-с-Сунна уаль-Джама’а.

Также нужно отметить, что мы позволили себе привести асары из книги имама Ибн Батты «Аль-Ибана», и разьяснение этого следующее. Что касается Ибн Батты, то он праведный имам, и он далек от того, в чем его обвиняют современные джахмиты, но как сказал имам аль-Муаллими, если он уединяется в какой то передаче, то она не принимается по причине его невнимательности и ошибок в памяти, а принимаются его передачи лишь когда сопровождаются аналогичными передачами достоверных. Поэтому мы позволили себе в тех разделах, где имеются достоверные сообщения, утвердившие какой-либо смысл, привести сообщения, переданные Ибн Баттой, для подкрепления этого смысла, но не как опору в утверждении данного смысла.

На этом завершаем это краткое вступление, и приступим напрямую к представлению акыды имама Ахмада.

Акыда имама Ахмада в области Имен и Качеств Аллаха

1. Акыда имама Ахмада касательно возвышенного положения Аллаха над Троном

Сказал Юсуф ибн Муса аль-Каттан (хафиз, достоверный, заставший Ахмада): «Было сказано имаму Ахмаду: «Всевышний Аллах над седьмыми небесами, над своим Троном, отделен от своих творений, а Его Сила и Знание присутствуют во всех местах». Он сказал: «Да, Он над своим Троном, и ничто не скроется от Его Знания». (см. «Ас-Сунна», аль-Халляль, аль-Лялякаи, 674, и др, иснад достоверен)

Сказал Имам аль-Халляль: «Сказал мне аль-Маймуни (другой большой ученик Ахмада): «Я сказал Ахмаду: «О Абу Абдуллах, мы изнурены этими джахмитами! Что ты скажешь о том, кто говорит, что Аллах не над Троном?». Ответил Ахмад: «Все их слова куфр». (см. «Суалят» аль-Маймуни, 12, «Ас-Сунна», аль-Халляль, и другие)

Сказал имам аль-Кусадж, ученик Ахмада: «Сказал я ему: «Что ты скажешь по поводу зарезанного немым (который не может произнести имя Аллаха при зарезании — прим.)?». Сказал Ахмад: «(Когда режет), он должен указать на небеса». (см. «Масаиль» аль-Кусадж, 2830)

Сказал имам Ибн Кудама в шархе этого: «Его указание будет указывать на его намерение на поминание Того, Кто на небесах». (см. «аш-Шарх аль-Кабир», 11-57)

Также имам Ахмад посвятил целую главу своей книги «Опровержение джахмитам и зиндыкам» данному вопросу, и мы не будем ее приводить ввиду ее большого размера, однако суть содержащегося там одинакова с тем, что уже приведено.

2. Акыда имама Ахмада касательно видения Аллаха в следующей жизни

Сказал ученик имама Ахмада, имам Ибн Хани ан-Найсабури: «Я слышал, как Абу Абдуллах (Ахмад) сказал: «Кто не верит в то, что верующие увидят Аллаха в следующей жизни — тот джахмит, а джахмиты — кафиры». (см. «Масаиль ан-Найсабури», 1850)

3. Утверждение имамом Ахмадом сыфата «Стопа» (Аль-Кодам) для Всевышнего Аллаха

Сказал имам Исхак ибн Мансур аль-Кусадж (ученик имама Ахмада): «Сказал я Ахмаду Бин Ханбалю: «Огонь будет жаловаться Господу, Благороден Он и Велик, до тех пор, пока Он не поставит на него Стопу»… говоришь ли ты в соответствии с этим хадисом?«. Ответил Ахмад: «Все это правильно!». (см. «Масаиль» аль-Кусадж, 3332, также передал Ибн Абдуль-Барр в «Ат-Тамхид» с иснадом от Сахнуна Ибн Мансура, другого ученика Ахмада, асар с таким же текстом, см. «Ат-Тамхид», 7-148)

Рассказал Абу Хафс Умар Ибн Мухаммад ибн Руджа, от Ахмада ибн Абдуллаха ибн Шихаба, от Аль-Асрам (из числа больших учеников Ахмада), что он сказал: «Я сказал Ахмаду: «Рассказывал мухаддис, а я был у него, хадис: «Поставит Милостивый на него свою Стопу…», и там присутствовал какой то подросток, и он подошел ко мне и сказал: «Воистину, у этого есть истолкование». И сказал имам Ахмад: «Посмотри, что говорят порочные джахмиты!». («аль-Ибана», 259, иснад достоверный согласно словам мухаккыка книги «аль-Ибана»)

Рассказал Ахмад ибн Салман: «Сказал аль-Маруази (ближайший ученик Ахмада): «Я спросил имама Ахмада о хадисе «Поставит Аллах свою Стопу…», и он сказал: «Мы рассказываем их так, как они пришли». («аль-Ибана», 260, асар достоверный согласно словам мухаккыка книги «аль-Ибана»)

Комментарий: в этих сообщениях мы ясно видим, что имам Ахмад утверждает для Аллаха этот атрибут, и порицание имамом джахмитов, которые толкуют этот атрибут. Также из польз, это то, что Ахмад берет в акиду хадисы категории «хабар аль ахад».

4. Утверждение имамом Ахмадом атрибута «ан-Нузуль» (Снисхождение на ближнее небо)

Сказал имам Исхак ибн Мансур аль-Кусадж (ученик имама Ахмада): «Сказал я Ахмаду Бин Ханбалю: «…нисходит наш Господь каждую ночь на ближнее небо, в последнюю треть ночи», … говоришь ли ты в соответствии с этим хадисом?». Ответил Ахмад: «Все это правильно!». («Масаиль» аль-Кусадж, 3332, также передал Ибн Абдуль Барр в «Ат-Тамхид» с иснадом от Сахнуна ибн Мансура, другого ученика Ахмада, асар с таким же текстом, см. «Ат-Тамхид», 7-148)

Послесловие

Как видно из приведенного, акыда имама Ахмада — такая же, как и акыда всех саляфов, и каждого, кто будет с этим спорить — мы просим предоставить от имама достоверное сообщение на условиях, которые соблюдены при составлении данной работы.

И уже предшествовало представление акыды имама аш-Шафи’и и имама Абу Ханифы.

В последней, заключительной работе серии, мы представим нашим читателям работу об акыде имама Малика ибн Анаса, да смилостивится над ним Аллах.

И хотя быть может в этой работе — малое количество асаров, зато они достоверны и их иснад — предельно короткий, что является огромным преимуществом, и позволяет убедиться, что имам Ахмад действительно придерживался акыды Ахлю-с-Сунна и это ему не приписано.

Просим Аллаха, Свят Он и Велик, принять от нас этот труд! Амин!

И в заключение — хвала Аллаху, Господу Миров!

Источник: SunnaOnline.com

«Анти-Суфия»

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s