Вероубеждение Имама аш-Шафи’и

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Вероубеждение Имама аш-Шафи’и

Труд имама Имама аш-Шафи’и в вопросе акыды в разделе имен и качеств Аллаха, и доказательство достоверности этого труда от имама.

Вступление

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Пророку Мухаммаду!

А затем:

Данная краткая работа будет об акыде Имама аш-Шафи’и, а точнее, об известном джуз’е (небольшом труде), который написал Имам аш-Шафи’и о сыфатах Аллаха, и с которым русскоязычные мусульмане ознакомились в известной работе шейха аль-Хумейса «Вероубеждение четырёх имамов». Однако, после выхода этой работы, некоторые заблудшие группы, призывающие к ашаризму и поклонению могилам, выпустили работы, где подвергли сомнению достоверность этого труда от имама Имам аш-Шафи’и.

И мы решили, полагаясь на Аллаха, выпустить эту работу в виде отдельного труда, снабдив его предисловием, которое содержит доказательство принадлежности этого труда имаму аш-Шафи’и, и опровержение сомнениям заблудших, и послесловием, в котором приводятся некоторые полезные выводы из смыслов, содержащихся в труде имама Имам аш-Шафи’и, да будет милостив к нему Аллах.

Также нами была проделана небольшая работа над корректировкой перевода матна (текста) труда русский язык, с целью устранить некоторые несоответствия между вариантом оригинального текста, пришедшего с достоверным иснадом, и имевшегося на русском языке перевода.

Просим Аллаха, Свят Он и Велик, принять от нас этот труд, и наставить нас и всех мусульман на прямой путь — путь благородных саляфов, да будет доволен всеми ими Аллах.

Оглавление

Часть первая: Доказательство достоверности этого труда от имама аш-Шафи’и

Часть вторая: Матн (текст) вероубуждения имама аш-Шафи’и

Часть третья: Заключение

Часть первая: Доказательство достоверности этого труда от имама аш-Шафи’и.

Иснад данной акыды: Коды Мухаммад абу Хусейн абн Аби Яла, от Абу Хусейна аль-Мубарака ибн Абдуль-Джаббара, от Абу Толиба аль-Ашари, от Али Ибн Мурдика, от Ибн Аби Хатима, от Юнуса аль-Мисри, от имама аш-Шафи’и. (см. «Табакат аль-Ханабиля», 1/282-283)

Данный иснад является предельно достоверным, даже не учитывая то, что данная акыда передана и по другим цепочкам. Приведем же данные по каждому из передатчиков.

1. Коды Абу Хусейн ибн Аби Яла

Достоверный передатчик.

Сказал о нем Имам аз-Захаби«Имам, большой ученый, факих». (см. «ас-Сияр», 19-601)

Сказал о нем Имам абу Тохир ас-Саляфи«Был религиозным, достоверным в передаче, выверенным». (см. «ас-Сияр», 19-601)

Сказал о нем Ибн ан-Наджар«Был религиозным, достоверным в передаче, с похвальной биографией». (см. «ас-Сияр», 19-602)

Сказал о нем Ибн Раджаб«Был искусным в фикхе, давал фетвы, диспутировал. Обладал большими знаниями в мазхабе, и был строгим в Сунне». (см. «Зайлю табакат аль-Ханабиля», 1-177)

2. Имам абу Хусейн аль-Мубарак ибн Абдуль-Джаббар

Достоверный передатчик.

Сказал о нем Имам аз-Захаби«Шейх, Имам, Мухаддис, принесший пользу ученый». (см. «ас-Сияр», 19-214)

Сказал о нем Имам абу Са’д ас-Сам’ани«Был мухаддисом, передавшим много хадисов, праведным, правдивым, благонадежным». (см. «ас-Сияр», 19-215)

Сказал о нем Абу Тохир ас-Саляфи«Он мухаддис, приносящий пользу.. был абсолютно далек от изменения хадисов!». (см. «ас-Сияр», 19-215)

3. Имам Абу Толиб аль-Ашари

Достоверный передатчик.

Сомнение:

Недавно, один из известных сайтов, призывающих к поклонению могилам, суфизму, и искажению сыфатов Аллаха, написал статью, в котором подвергает сомнению принадлежность этого джуза Имаму аш-Шафи’и (рахимаху-Ллах).

Они говорят: Так, акыда, которую муджассимиты пытаются приписать Имаму аш-Шафии, на самом деле ему не принадлежит. Имам аз-Захаби в «Лисан аль-мизан» (5/301) по этому поводу пишет: «Этому человеку подсунули многое, в частности, выдуманный хадис о преимуществах ночи Ашура и акыду аш-Шафии…»

Ответим же на это сомнение, прося помощи у Аллаха:

  • Во-первых, Абу Толиб аль-Ашари — праведный и достоверный передатчик хадисов, о чем сказали многие ученые.

И до Имама аз-Захаби (рахимаху-Ллах) никто не говорил о нем чего либо плохого.

Причина же, по которой Имам аз-Захаби сделал этот иджтихад — это хадис о достоинствах ночи Ашура, являющийся выдумкой, в иснаде которого есть Абу Толиб аль-АшариИмам аз-Захаби подумал, что этот хадис был подсунут аль-Ашари, и из-за этого сделал вывод о его невнимательности, и ненадежности, и также отнесся к переданной им акыде аш-Шафи’и. Однако аз-Захаби ошибся в этом иджтихаде, (рахимаху-Ллах), и доводы на это следующие:

Абу Толиб Аль Ашари является известным своей достоверностью передатчиком, учеником Имама ад-Даракутни, и никто не говорил о нем ни до, ни после, Имама аз-Захаби о нем ничего плохого.

Сказал о нем Хатыб аль-Багдади, бывший его учеником, и знавший о нем больше чем кто либо: «Я записывал от него, и он был достоверным, праведным, религиозным». (см. «Тарихуль-Багдад», 3-107)

Сказал о нем Хафиз Ибн аби Я’ла«Был аль-Ашари из числа аскетов, сподвижником имама Ибн Батты». (см. «Табакат аль-ханабиля», 3-190)

Сказал имам Ибн Касир«Слышал от ад-Даракутни, был достоверным, религиозным, праведным». (см. «аль-Бидая уа ан-нихая», 12-104)

Сказал Абу Музоффар ас-Сам’ани«Был праведным, с хорошей биографией, передавал много хадисов». (см. «аль-Ансаб», 3-198)

Сказал имам Ибн аль-Имад«Был факихом, ханбалитом… был добрым, ученым, аскетом». (см. «Шазарату аз-захаб», 3-388)

Сказал имам Абу Хасан ибн ат-Туюри«Сказали мне некоторые из бедуинов: «Когда у нас засуха, мы идем к Аль-Ашари и просим его прочитать молитву о ниспосылании дождя, и дождь ниспосылается». (см. «Табакат аль-Ханабиля», 5-302)

Сказал имам Ибн аль-Джаузи«Был праведным, религиозным, достоверным». (см. «аль-Мунтазам», 8-213)

Также назвали его достоверным такие имамы хадиса как аль-Ираки (см. «Фадаиль аль-Ашура», 98), Ибн Насиру-д-дин ад-Димашки (см. «аль-Ляфз аль-Мукоррам би фадль аль-Ашура уаль Мухаррам», 10), и ас-Суюты (см. «аль-Али аль-масну’», 2-110), имам Ибн Муфлих (см. «аль-Максид аль-Аршад», 2-470), Ибн Асир (см. «аль-Баб фи тахзиб аль-ансаб», 2-341), и другие ученые по хадису и истории.

И мы просмотрели огромное количество книг по биографии, и не нашли, чтобы хотя бы один ученый, помимо аз-Захаби, говорил что-либо уничижительное об этом ученом, как это делают Ковсариас-Саккаф, и его русскоязычные последователи.

  • Во-вторых, что же касается выдуманного хадиса о дне Ашура, в цепочке передатчиков которого присутствует аль-Ашари, и о котором Имам аз-Захаби подумал, что его слабое место — в аль-Ашари, и затем сделал вывод, что таким же образом ему была подсунута акыда Имама аш-Шафи’и, то это не так, и это ошибочный иджтихад Имама аз-Захаби, и никто из ученых ни до, ни после него, не обвинял аль-Ашари за этот хадис, а обвиняли других его передатчиков, либо говорили, что он был выдуман в позднее время и к нему был составлен этот иснад.

Сказал имам, хафиз Ибн Насируддин ад-Димашки«Все его передатчики достоверные, кроме ан-Наушари уже упомянутого, и это Ахмад Ибн Мансур Ибн Мухаммад Ибн Хатим, и воистину, я обвиняю его в выдумке этого хадиса». (см. «аль-Ляфз аль-Мукоррам би фадль аль-Ашура уаль Мухаррам», 10)

Посмотрите, как имам ад-Димашки, большой специалист по науке хадиса, оправдал аль-Ашари, и твердо сказал о том, кого он обвиняет в выдумке, а не сказал, как Имам аз-Захаби, что этот хадис был подсунут аль-Ашари. И такое твердое слово ставится вперед того предположения, которое упомянул аз-Захаби.

Сказал Имам ас-Суюты«Его передатчики достоверные, и очевидно, что некоторые поздние придумали его и приделали к нему этот иснад». («аль-Али аль-масну’», 2-110)

Более того, ученые упомянули и другую вероятность, а это то, что это было подсунуто другому передатчику хадиса, имаму Абу Бакру ибн Наджаду.

Сказал имам Ибн аль-Ирак«В его иснаде Абу Бакр Ибн Наджад, и он ослеп в конце его жизни. И сказал Хатыб аль Багдади, что вполне возможно, что было ему подсунуто что то из лжи, и есть вероятность, что этот хадис — из числа того, что было подсунуто ему». (см. «Танзих аш-шариа», 2-180)

Также, упомянул имам Ибн аль-Джаузи слабость еще одного передатчика этого хадиса — Ибн Аби Зинада, который был запутавшимся в хадисах, с плохой памятью, и люди страстей могли подсунуть ему этот хадис!

Сказал имам Ибн аль-Джаузи«Воистину, сказал Яхья ибн Маин об Ибн Аби Зинаде: «Он ничто! Не делается довод его хадисами!» а имя его сына Абдур-Рахман, и Ибн Махди не передавал от него. И сказал о нем Ахмад: «Он запутавшийся в хадисах!», и сказал Абу Хатим Ар-Рази: «Не делается довод его передачей», и вполне возможно, некоторые люди страстей подсунули ему этот хадис». (см. «аль-Моудуат», 2-202)

Таким образом, у нас есть сразу несколько вероятностей:

1. Есть большая вероятность, что этот хадис был подсунут ан-Наджаду, как сказали об этом имам Ибн аль-Ирак, а также имам Ибн Хаджар аль-Аскалани.

2. У нас есть твердые слова хафиза Ибн Насируддина ад-Димашки, что этот хадис выдумал ан-Наушари.

3. У нас есть твердые слова имама ас-Суюты что этот хадис придумал вообще кто-то из поздних лжецов, и придумал для него такой иснад.

4. У нас есть слова имама Ибн аль-Джаузи, который сказал, что этот хадис подсунули приверженцы страстей запутавшемуся по причине плохой памяти Ибн Аби Зинаду.

И как мы видим, никому из этих ученых даже не пришло в голову обвинить в нем аль-Ашари, и это, вместе с теми словами, что сказало о нем множество больших имамов, о его праведности и точности в передаче, позволяет нам решительно сказать, что подозрение аль-Ашари за этот хадис — ошибочное, и он — достоверный, надеждный, выверенный в передаче и праведный имам.

4. Аскет Али ибн Мурдик

Достоверный передатчик.

Сказал о нем Имам аз-Захаби«Передавал от Ибн Аби Хотима, и других, был праведным рабом, и назвал его достоверным Хатыб аль-Багдади». (см. «аль-Ибар», 1-169)

Сказал имам Ибн аль-Имад«Был праведным рабом». (см. «Шазарат аз-захаб», 3-124)

Сказал о нем Хатыб аль-Багдади«Был достоверным». (см. «Тарих аль-багдад», 12-30)

Сказал о нем Коды Абу Абдуллах ас-Саймари: «Был Али ибн Абдуль-Азиз Ибн Мурдик одним из праведников, оставил дунья, будучи богатым, и отдался поклонению. Он был одним из больших торговцев Багдада, затем оставил людей, и почти не покидал мечеть». (cм. «Тарих аль-Багдад», 12-30)

И передавали от него многие достоверные передатчики, что также указывает на его статус.

5. Имам, шейх аль-Ислам, Абдур-Рахман Ибн Аби Хатим ар-Рази аль-Ханзали

Достоверный передатчик

Что же касается Абдур-Рахмана ибн Аби Хатима, то его как нам кажется не надо представлять никому, кто хоть немножко слышал о науке хадиса, поскольку он один из величайших имамов хадиса.

Сказал хафиз Абу Яла аль-Халили«Он был океаном в науках, и в познании передатчиков». (см. «Тарихуль-Ислам», 24-207)

Сказал о нем его отец, великий имам, Абу Хатим ар-Рази«Я не видел того, кто сильнее его в поклонении, ни знаю за ним ни одного греха!». (см. «Тарихуль-Ислам», 24-207)

Сказал о нем Хатыб аль Багдади«Был одним из самых достоверных имамов, хафизов, упомянутых в благе, известных знанием». (см. «Тарихуль-Багдад», 2-83)

Сказал о нем аз-Захаби«Имам, хафиз, критик, шейх всех мухаддисов, шейх аль-Ислам». (см. «ас-Сияр», 13-247, «Тазкиратуль-хуффаз», 3-829)

6. Имам Юнус Ибн Абдуль Аля аль-Мисри

Достоверный передатчик, ученик Имама аш-Шафи’и.

Сказал о нем сам Имам аш-Шафи’и«Я не видел никого в Египте умнее, чем Юнус». (см. «Тазкиратуль-хуффазз», 2-527)

Сказал имам Яхья ибн Хасан«Этот ваш Юнус — из опор Ислама!». (см. «Тахзиб», 11-441)

Сказал о нем аз-Захаби«Один из имамов, достоверный, факих, мухаддис, чтец». (см. «Мизан аль-итидаль», 3-656)

Заключение касательно исследования иснада

Данный иснад этой книги не содержит в себе ни одной илли (причины для слабости), все передатчики его — достоверные, известные, богобоязненные имамы, чья выверенность в передаче подтверждена учеными науки приема и отвержения передатчиков и учеными биографами. Более того, в иснаде все передатчики с хорошей памятью, и нет ни одного, у кого были бы оплошности в запоминании.

Согласно вышеназванному, данный иснад является «Сахих» — достоверным, а если учесть, что данный джуз, и отдельные его части, переданы во многих других книгах, с различными иснадами, то можно сказать, что достоверность отнесения этой книги к Имаму аш-Шафи’и утвержденной и заверенной.

Часть вторая: Матн (текст) вероубуждения Имама аш-Шафи’и

Передал Юнус ибн Абдуль-Аля аль-Мисри, что Имам аш-Шафи’и Был спрошен о качествах Великого и Всемогущего Аллаха, и о том, во что из них следует верить.

  • Имам аш-Шафи’и ответил:

Благословенный и Всевышний Аллах обладает именами и качествами, которые содержатся в Его Писании, и о которых Пророк, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха, сообщил своей общине. И не разрешено противоречить этому никто из творений Аллаха, до которого дошел довод, поскольку Коран был ниспослан с этим, и пришло это от Него достоверно через слово Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в том, что передали достоверные передатчики.

И если кто-то будет противоречить этому, после того, как над ними будет установлен довод, то такой станет неверующим в Аллаха.

Что же касается того, если он будет противоречить в этом до установления довода посредством шариатского сообщения, то он будет оправдан по своему невежеству, поскольку знание об этих качествах Аллаха не достигается разумом, или рассуждением, или размышлением, и подобным этому.

Великий и Всемогущий Аллах сообщил:

— Что Он — Всеслышащий

 И что у Него есть две Руки, ибо Он сказал: «Однако обе Его Руки распростёрты». («Маида», 64)

— И что у Него есть Правая Рука, ибо Он сказал: «…А небеса будут свёрнуты Его Правой Рукой». («Толпы», 88)

— И что у Него есть Лик, ибо Он сказал: «…Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика». («Рассказ», 88) и также сказал: «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладателя величия и великодушия». («ар-Рахман», 27)

— И что у Него есть Стопа, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «..до тех пор, пока не поставит Господь на него свою Стопу». (Бухари 4848) — то есть, на Ад.

— И что он будет улыбаться своему верующему рабу, который будет сражен на пути Аллаха, согласно слову Пророка: «Он встретит Его, и Он будет смеющимся». (Бухари, 2826)

— И что Он нисходит каждую ночь к небесам этого мира, согласно словам Пророка, да благословит его и приветствует, об этом. (Бухари, Муслим)

— И что Он не одноглазый, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, когда упомянул о Даджале: «Поистине, он одноглазый, а ваш Господь не является одноглазым». (Бухари, 7131)

— И что верующие увидят своего Господа в Судный День, своими глазами, как видят луну в ночь полнолуния (Бухари, 4581)

— И что у Него есть пальцы, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Всякое сердце находится между двумя пальцами из числа пальцем Милостивого, Велик Он и Благороден». (Ахмад, 4-182, Ибн Маджа, 199, Хаким, 1-525, и другие, иснад достоверный)

Воистину, истинная сущность тех смыслов, которыми описал сам себя Великий и Всемогущий Аллах, и которыми описал Аллаха Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует — является тем, к чему не возможно прийти путем размышления и рассуждения, и поэтому не становится неверующим тот, кто не знает их, до тех пор, пока до него не дойдёт шариатское сообщение о них.

Если же имеется в наличие шариатское сообщение об этих Качествах, то оно в понимании занимает место услышанного напрямую. И обязательно услышавшему шариатское сообщение уверовать в него на его внешнем смысле, и засвидетельствовать его, как будто бы он увидел воочию и услышал Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

И мы утверждаем эти качества для Аллаха, и отвергаем их подобие сотворенному (ташбих), как отверг подобие от себя Всевышний, сказав: «Нет ничего подобного ему, и Он- Слышащий, Видящий». («Совет», 11)

[Конец слов Имама аш-Шафи’и]

Полезные выводы

1. Саляфитская акыда Имама аш-Шафи’и в вопросе качеств Аллаха.

Данное вероубеждение, изложенное самим имамом, ясно показывает, что Имам аш-Шафи’и (рахимаху-Ллах), был на той же акыде, что и все саляфы, а это — утверждение для Аллаха атрибутов, без уподобления, без отрицания и искажения, на внешнем смысле, без вопроса «Как?» и размышления об этом, поскольку их «кейфия» — как? — нам неизвестна и не может быть нами познана, и она такая, как это подобает Величию Всевышнего Аллаха.

2. Принятие имамом аш-Шафи’и в акыду достоверных хадисов категории «Аль-Ахад» (одиночные сообщения, не достигшие степени мутаватир), в противоречие ашаритам, «Хизб ат тахрир», и другим заблужденным сектам.

3. Отвергание Имамом аш-Шафи’и дороги ашаритов и других заблудших течений в познании и утверждении атрибутов Аллаха разумом, а не текстом, согласно его словам: «..Знание об этих качествах Аллаха не достигается разумом, или рассуждением, или размышлением, и подобным этому»

4. Опровержение Имама аш-Шафи’и чрезмерствующим в такфире группам, согласно словам об обязательности установления довода перед вынесением такфира.

5. Использование имамом аш-Шафи’и для доказательства на акыду саляфов шариатского правила, которое заключает в себе аят: «Нет ничего подобного Ему, и Он — Слышащий, Видящий».

В этом аяте — совмещение очищение Аллаха от подобия, и утверждения для Него качеств, не подобных качествам творений.

И если скажет нам ашарит: «Невозможно, чтобы Аллах вознесся над Троном, поскольку Вознесение — это качество творений, а он сказал: «Нет ничего, подобного Ему», то мы ответим: «Согласно твоей логике, ты должен также отвергнуть для Аллаха качества «Слух» и «Зрение», поскольку слух и зрение — тоже качества творений. И если ты признаешь для Аллаха Слух и Зрение, таким образом, как это будет уместно для Его Величия, то мы тоже признаем для Него Вознесение, и Возвышенность, таким образом, как это будет уместно для Его величия, и если ты проводишь разницу между этим и этим, то в чем твое доказательство на эту разницу?».

И это правило — общее для всех Атрибутов Аллаха — утверждение для Него атрибутов, наряду с отрицанием уподобления. И если не будет чего-то одного, будет заблуждение: ведь если мы не будем утверждать Качества, не отрицая уподобления, мы впадем в «ташбих» (уподобление Аллаха творениям), и будем противоречить первой части правила, вытекающей из Слов Аллаха: «Нет ничего подобного Ему», а если будем лишь отрицать уподобления, но не будем утверждать для Него атрибуты, которыми Он описал сам себя — то впадем в противоположное заблуждение — та’тыль — отрицание сущности и атрибутов Аллаха.

И Сущность Аллаха не подобна сущностям творений, и Его Слух не подобен слуху творений, а Зрение и Жизнь не подобны зрению и жизни творений, и точно также его Рука, Лик, Стопа, не подобны рукам, лицам и стопам творений, и Его Возвышенное положение не подобно возвышенности творений, и так- со всеми Его Атрибутами, Пречист Он и Благороден.

И на этом — завершается данный труд, просим Аллаха, Свят Он и Велик, принять от нас.

И в заключение — Хвала Аллаху, Господу Миров!

Скачать

Читать в PDF

Источник: SunnaOnline.com

«Анти-Суфия»

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s