Абу Шама аш-Шафи’и о новшествах

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Абу Шама аш-Шафи’и о новшествах

Заметка: Сейчас, увлекшись, в один присест прочитал книгу «аль-Баис ‘аля инкар аль-бид’а», шафиитского ученого Абу Шамы аш-Шафи’и (599-665 г.), да смилуется над ним Аллах. Книга довольно интересная проясняет некоторые основы в новшествах на которые указывали позже аш-Шатыби и др. В этой книге Абу Шама очень часто ссылается на книгу Шейха ат-Туртуши аль-Малики «аль-Хаувадис ва-ль-Бид’а».

В общем Абу Шама, приводит некоторые примеры порицаемых новшеств из них:

1 — Салят Рагъаиб (в Раджабе) — бид’а.

2 — Молитва в середине Ша’бана — бид’а.

3 — Поднятие рук Имамом при дуа на минбаре в пятничную хутбу — бид’а.

4 — Читание желательного намаза перед пятничным намазом (между азанами) — не является сунной (но в принципе можно делать, не как сунну перед пятничным намазом, как сунну после азана).

5 — Трогать и тереться спиной, животом или рукой, об могилу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и тауваф вокруг нее — бид’а.

6- Тауваф не вокруг Каабы, вообще -бидъа, мн. др.

7 — Деревья на которые вешают тряпочки, надо срубать!

8 — Старание попасть во время Хаджа на гору Арафат, зажигание там огней ночью.

قال الإمام أبو شامة الشافعي رحمه الله(ولا ينبغي تخصيص العبادات بأوقات لم يخصصها بها الشرع بل تكون أفعال البر مرسلة في جميع الأزمان ليس لبعضها على بعض فضل إلا ما فضله الشرع وخصه بنوع العبادة فإن كان ذلك اختص بتلك الفضيلة تلك العبادة من دون غيرها كصوم يوم عرفة وعاشوراء والصلاة في جوف الليل والعمرة في رمضان ومن الأزمان ماجعله الشرع مفضلاً فيه جميع أعمال البر كعشر من ذي الحجة وليلة القدر التي هي خير من ألف شهر…
والحاصل أن المكلف ليس له منصب التخصيص بل ذلك إلى الشارع وهذه كانت صفة عبادة رسول الله)
الباعث ص165

Абу Шама аш-Шафи’и говорит: «Не следует обусловливать поклонение (определенным) временем, если его не обуславливал этим Шариат. Благочестивые дела должны оставаться свободными, для совершения их в любое время, нет у одного из времени преимущества над другим, кроме того (времени), что выделил как преимущественное Шариат, и определил для него специальный вид поклонения…. Следовательно, тот на кого возложены Шариатские требования, не имеет права обусловливать (поклонение, временем, местом, видом), это прерогатива Возложившего шариат (Аллаха) и таковым был образ поклонения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует)». (Стр. 165)

Интересно что Шейх Абу Шама, считал праздник “Маулид”,  а вернее приуроченные к нему угощения, садака, и т. п., хорошим новшеством, естественно при определенных условиях. Однако конечно это противоречит Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижников и их последователей. Многие ученые Ахлю-Сунна указывали на ошибочность подобных выводов из них Имам аль-ФакиханиИмам аш-ШатыбиШейх аль-Ислам ибн Теймийя, и др.

Еще польза для интересующихся личностью Имама Абу Шамы.

Имам Абу Шама [1] аш-Шафи’и во вступлении к книге «аль-Муъмаль» говорил: «Для тех, кто занялся Фикхом, следует не ограничиваться мазхабом одного Имама, он должен быть выше этого, и смотреть во все мазхабы, и утверждать верным в каждом вопросе то, что наиболее ближе (в доказательствах) к Корану и Сунне. И это будет легко, если он усвоит необходимые науки и отстраниться от фанатизма. Все это приводит к потере времени и беспокойству…. Поистине в наше время многих людей одолела лень и любовь к мирскому. Не перестанет Наука Фикха быть величайшей, пока будут наследовать её Имамы опирающиеся на две Основы,- Коран и Сунну, ориентирующиеся на слова Салафов в понимании этих основ, и не делающие “такълид” [2]. Наш Имам аш-Шафи’и порицал от того чтоб следовали слепо за ним, или за кем то другим, и потому те времена знали многих Муджтахидов. Одни из них, поправляли других, подкрепляя свои мнения тем, что в двух Основах,- Коране и Сунне, и выбирая более приоритетные мнения из слов Салафов. И так продолжалось до тех пор, пока не утвердились записанные мазхабы, после чего выделились четыре из них и забылись остальные. Уменьшилось усердие и старание их последователей, кроме немногих из них и они стали слепо следовать, перестали смотреть туда, куда смотрели их предшественники, делая выводы из Корана и Сунны. Стало меньше Муджтахидов, распространился “такълид”, дошло до того, что если кто-то достигал степени “Иджтихада” удивлялись этому и пытались это подавить». [3]

Автор: Имам

«Анти-Суфия»

[1] Имам, Шихабу-дин, Абу Касим, Абдурахман ибн Исмаил ибн Ибрахим, известный как Абу Шама аш-Шафии. Родился в 596 (9) году, умер в 665 году.

[2] Слепое следование за словами ученых.

[3] Цитировалось по книге Джалалу-дина ас-Суюти аш-Шафии,

(الرد على من أخلد إلى الأرض و جهل أن الاجتهاد في كل عصر فرض) «Незнание что Иджтихад, — это обязанность навсегда». (Стр. 214-215)

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s