Языковое и шариатское определения термина «нововведение» (аль-бид’а)

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Языковое и шариатское определения термина «нововведение» (аль-бид’а)

1. Языковое определение термина «аль-бид’а»

Ибн Фарис сказал: «Говорится: “Я совершил некое бид’а будь то словами или делами, если я сделал что-либо, чего не было до этого”». (См. «Му’джам аль-макъаиис», 119)

Имам ат-Туртуши сказал: «Слово «аль-бид’а» – это новоизобретенная вещь, которая не имела до нее ничего подобного». (См. «аль-Хауадис уаль-бида’», 40)

Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Что касается «аль-бида’» (нововведения), множественное число от слова «аль-бид’а», то это все то, что не имело примера до этого. И в языковом значении это слово включает в себя и то, что похвально, и то, что порицаемо». (См. «Фатхуль-Бари», 13/340)

В языковом значении слово «бид’а» упоминается и в Коране, как например, аят: «Первосоздатель небес и земли». («аль-Бакъара», 117) Т. е. Аллах создал небеса и землю, подобно чему до этого не было.

Также Всевышний Аллах сказал: «Скажи (Мухаммад): “Я не являюсь новоявленным из посланников и не знаю, что произойдет со мной и с вами”». («аль-Ахкъаф», 9) Т. е. скажи: Я не первый посланник, посланный к людям.

2. Шариатское определение термина «аль-бид’а»

Что же касается определения термина «аль-бид’а» в шариате, то это все, что внесли в религию, но что не узаконили Аллах или Его посланник (мир ему и благословение Аллаха).

Имам аль-Джаухари сказал: «“аль-Бади” и аль-мубтади”, а также слово “аль-бид’а” – это внедрение в религию чего-либо, после ее завершения». (См. «ан-Нихая», 1/107)

Шейхуль-Ислам Ибн Теймия сказал: «Нововведение (бид’а) в религии – это то, что не узаконили Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха), и это то, на что нет никакого веления, ни обязательного, ни желательного». (См. «Маджму’уль-фатауа», 4/107)

Хафиз Ибн Раджаб сказал: «Нововведение (бид’а) – это все, что внесли в религию, и что не имело никакой основы в шариате. А что касается того, что имеет основу в шариате, на которое есть указание, то это не является нововведением в шариате, даже если это будет именоваться нововведением в языковом значении». (См. «Джами’уль-‘улюми уаль-хикам», 265)

Имам аш-Шатыби сказал: «Нововведение – это путь в религии, который был придуман и изобретен, подражая узаконенному пути, проложенный с целью наибольшего поклонения Аллаху». (См. «аль-И’тисам», 1/51)

Путь – некое направление, предназначенное для движения по нему. Сказано: «путь в религии», потому что изобретатель этого пути приписывает его к Исламу и выдает за истинно религиозный путь.

«придуман и изобретен» — то есть, не имеет основания в религии, неизвестен в Исламе.

«подражая узаконенному пути» — так как изобретенный путь походит на узаконенный, но не является им.

«проложенный с целью наибольшего поклонения Аллаху» — то есть, мотив у изобретателя этого пути и тех, кто следует по нему, – это лучше и больше поклоняться Аллаху.

Шейх аль-Альбани сказал: «Поистине, нововведение (аль-бид’а), которое шариат объявил заблуждением, это все, что не соответствует Сунне, из поступков, слов или убеждений, даже если это является следствием иджтихада». (См. «Ахкамуль-джанаиз», 242)

Таким образом, религиозное нововведение (аль-бид’а) – это любые слова, дела или убеждения, посредством которых ищут приближения к Аллаху, но что не имеет никакого достоверного основания, и что не было известно во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников. (См. «аль-И’тисам», 1/64, 1/227)

3. О том, что нововведения в вопросах быта дозволены и даже похвальны

Следует знать, что упомянутое шариатское определение термина «аль-бид’а» (нововведение), не относится к быту и мирским изобретениям, как автомобили, компьютеры, холодильники, очки, одежда и т.п., ибо эти вещи имеют отношение к вопросам быта и не приписываются к шариату, и сами по себе не являются средствами приближения к Аллаху. Это изобретения, имеющие отношение к быту, а не к религии.

От Анаса и ‘Аиши (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если речь идет о вашем вопросе, имеющем отношение к мирской жизни, то вы лучше знаете о нем, но если речь идет о вашей религии, то возвращайте это ко мне!». (Ахмад 5/298, Ибн Маджах 1/117, Ибн Хузайма 410. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’», 767)

Все сказанное указывает на то, что основой в религии Всевышнего Аллаха является то, что совершение любого деяния, на которое не указали Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) является запретным. Что же касается бытовых вопросов и всего мирского, то основой этого Всевышний Аллах сделал дозволенность, и все мирское остается дозволенным до тех пор, пока не появится то, что будет указывать на его запретность. И доводов на это правило множество. Всевышний Аллах сказал: «Он – Тот, Кто сотворил для вас все, что на земле». («аль-Бакара», 29)

Имам аш-Шаукани писал: «В этом аяте содержится доказательство на то, что все сотворенное в своей основе является дозволенным до тех пор, пока какой-то аргумент не сделает исключение из этой основы. И нет в этом разницы между животными и прочими вещами, которые приносят пользу, и слова «все, что на земле» являются сильным аргументом в пользу этого». (См. «Фатхуль-Къадир», 1/98)

А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «То, что дозволил Аллах в Своей Книге, является дозволенным, а то, что Он запретил, является запретным. Что же касается того, о чем Он умолчал, то это также является дозволенным. Так примите же это от Аллаха, ибо поистине, Аллах ничего не забывает!», после чего он прочитал следующий аят: «И Господь твой не забывает». («Марьям», 65; аль-Хаким 2/375, аль-Баззар 123. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Баззар, имам ад-Даракъутни, имам аль-Хаким, къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби, имам ан-Науауи, шейх Ибн аль-Къайим, хафиз Ибн Касир, имам ас-Суюты и шейх аль-Альбани)

Источник: «К Исламу»

«Анти-Суфия»

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s