Уединение

Во имя Аллаха Милостивого Милосердного!

Уединение

Суфисты: призывают к уединению, и говорят: «Поистине, когда человек остается наедине с собой, живет в темноте, мало ест и мало спит и не употребляет в пищу все, в чем есть дух [1], очищается его дух, и освещается его сердце, и он приобретает истинную проницательность, и исчезает перед ним завеса, и дается ему способность творить чудеса, и он становится готовым к созерцанию Аллаха в этом Мире, принятию Его щедрости, великодушия и Его тайн».

Говорит Ибн ‘Араби: «Готовящийся (мутааххиб), если он погружается в зикр, пребывает в уединении, полностью отдавшись размышлениям, и сидит бедняком, не имея ничего, у двери Господа Своего, тогда Всевышний Аллах одаряет его, дает ему знание, открывает Божественные тайны и одаряет его мистическим познанием, которое восхвалил Аллах у Хидра (мир ему)».

И спросили аль-Джунида (да будет доволен им Аллах): «Как приобрел ты то, что приобрел?». Он ответил: «Путем сидения под этой лестницей в течение тридцати лет». [2]

И сказал Сахль ибн ‘Абдуллах ат-Тустури: «Абдаль [3] достигли этой ступени не иначе как из-за четырех вещей: держания себя впроголодь, бессонных ночей, молчания и отдаления от людей». [4]

И уединение, как говорит аль-Газали, «не осуществляется иначе, как в затемненном помещении, если же он не найдет затемненного места, он должен засунуть голову в вырез рубашки или завернуться в одежду или кусок ткани, и в таком виде он услышит призыв Истинного (т.е. Аллаха) и улицезрит величественность Божественного присутствия». [5]

У суфиев ест так называемое уединение «арба’иния». Это уединение, ограниченное определенным сроком, а именно – сорока днями. Это наименьший период уединения для тех, кого его душа и его дети отвлекают от того, чтобы провести в уединении всю свою жизнь. Они говорят: «Поистине, Сахль ибн ‘Абдуллах ел во все дни своего уединения (т.е сорок дней) один единственный раз». [6] Идею уединения они приписывают Дауду (мир ему), говоря: «Когда он совершил проступок, он пал ниц перед Аллахом, и пребывал в этом положении сорок дней – до тех пор, пока не пришло к нему прощение от Его Господа». [7]

В качестве доказательства законности уединения в Шариате они приводят хадис, приписываемый Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Кто отдался поклонению Аллаху в течение сорока дней, забьют родники мудрости из его сердца и достигнут его языка». [8]

Ахлю ас-Сунна: говорят: нет в Исламе ни уединения, ни отшельничества ни сорокодневки о котором говорят суфии, и нет никакого подтверждения его предписанности ни в Коране, ни в Сунне, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не совершал подобного, и никто из сподвижников и выдающихся имамов не делал этого. Это нововведение (бид’а), внесенное в Ислам уже после праведных предков (салафов). От Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) же пришло только упоминание и’тикафа, неотлучного пребывании в мечети, но оно совершенно не похоже на уединение суфиев.

Суфийское уединение противоречит духу Ислама, который сделал индивидуума сильным, и общество сильным, целостным, сплоченным и взаимодействующим. Уединение же заставляет человека покидать джама’ат, отказываться от посещения пятничного намаза, визита к больному, участия в заупокойных молитвах (джаназа), общения с учеными и посещения братьев в Исламе, – все эти блага человек теряет по причине суфийского уединения.

Поистине, Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) не побуждал нас к уединению, но, напротив, побуждал нас к общению с людьми. Сказал он (да благословит его Аллах и приветствует): «Верующий, который поддерживает связь общается с людьми и терпит обиды, которые они ему причиняют, лучше, чем верующий, который не общается с людьми и не терпит наносимых ими обид». [9]

Далее, суфии поставили условие, что место уединения должно быть затемненным. Секрет этого понятен: ведь темноту и темные места любят джинны и шайтаны, и ночью они проявляют большую активность, чем днем, и затемненное место требуется для установления связи с ними.

Что же касается вышеупомянутых слов аль-Газали: «… в таком виде он услышит призыв Истиного (т. е. Аллаха) и улицезрит величественность Божественного присутствия», – то Мухаммад Фихр Шафака комментирует их следующим образом: «Посмотрите на эти указания: как же может давать их ученый-факых?! И кто дает ему гарантию, что он лицезрит величие Божественного присутствия и слышит призыв Истинного а не является все это наущениями Шайтана и плодами больного воображения? Так обычно случается с теми, кто начинает потреблять очень мало пищи – ими овладевает меланхолия». [10]

Суфии также приводят в качестве аргумента уединения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его поклонение в пещере Хира. Но ведь это было до начала его посланнической миссии. Никто не передавал нам, что Посланник делал то же самое после этого события или побуждал к этому других. А то, что делал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) до начала своей миссии и не делал после, не является узаконенным для нас, с этим согласны все ученые нашей Уммы.

Поистине, уединение суфиев позаимствовано из древних религий, основанных на телесных упражнениях – как христианство, буддизм и йога. И длительное голодание, которое практикуют суфии во время своего уединения, позаимствовано у представителей этих религий. Все мы видим, что их аскеты проводят долгое время без еды, а иногда и без питья.

И если мы внимательно рассмотрим подобные суфийские предписания, мы обнаружим, что они являются причиной уничтожения здорового и сильного исламского индивидуума и разрушения сильного и благополучного исламского общества. Ведь в уединении, например, ослабление тела и воздержание от работы, что приводит к бедности, и отсутствие интереса к родственникам и детям, и удобный случай для Шайтана завладеть человеком. Ведь Шайтан всегда бывает с одиноким, а от двоих он держится дальше, как говорится в достоверном хадисе хадисе…

Мы нуждаемся в сильном, здоровом и благополучном исламском обществе, имеющем столько силы и энергии, знания и богатства что было бы достаточно для борьбы с отвратительным Шайтаном, строящим козни, и с сильным врагом-кяфиром, и поэтому сказал Всевышний: «Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага». («Добыча», 60)

И сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Сильный верующий лучше и любимее для Аллаха, чем слабый верующий, и в каждом из них благо…». [11] Более того, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не разрешил поститься всю жизнь без перерыва и не разрешил поститься два дня подряд без ифтара. Самое большое, на что он дал позволение – пост через день. Все это для сохранения силы тела мусульманина и его здоровья.

И, наконец, мы говорим: если уединение – благо, то пусть все люди должны уединяются. А если они это сделают, представь себе кто же останется, чтобы работать? Представьте, еще к чему придет, в конце концов, наше общество… Что же губительнее для мусульманского общества, чем это?!..

Автор: Багауддин Мухамад

Из книги: «Лицо суфизма»

«Анти-Суфия»

[1] То есть мясо животных.

[2] «Аль-футухату-ль-меккиййа», 1\37.

[3] Абдаль, ед. ч. бадаль («заменяющие») — ранг в суфийской иерархии вали.

[4] «Ихйа ‘улюми-д-дин», 3\65.

[5] «аль-Ихйа», 3\66.

[6] «’Аварифу-ль-ма’ариф».

[7] То же.

[8] Ибн аль-Джаузи сделал заключение о том, что этот хадис – присочиненный (вымышленный). С чем согласны другие хадисологи.

[9] Передает ибн Маджа от Ибн ‘Умара.

[10] «Ат-тасаввуф байна-ль-хакк ва-ль хальк», 175.

[11] Приводится у Муслима.

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s