Ответ на глупый вопрос

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Ответ на глупый вопрос

Вопрос: Ас-саламу ‘аляйкум Имам! Выше мы затронули маджаз и хотел узнать у тебя достоверность следующей истории:

Недавно умерший бывший муфтий Саудовской Аравии ‘Абд уль-Азиз ибн Баз однажды, выступая в Мединской мечети, сказал, что в Коране и хадисах маджаза не бывает. Тогда один учёный из Сирии спросил его об аяте: «Кто слеп в этом мире, он и на том свете будет слепы м и ещё больше заблудшим». (Сура «Аль Исра», аят 72) «Что ты скажешь про этот аят?». Все знали, что Ибн Баз был слепым. Он растерялся и ничего не смог ответить. Слова «Слепой в этом мире» это маджаз, и его смысл в том, что у человека слепое сердце (т. е. отвергающее истину). Ибн Баз утверждает, что в Коране нет маджаза. Следовательно, он и на том свете должен быть слепым. (См. в книге «Рудудун ‘аля шубухати-с-салафият»)

Этот рассказ достоверен?

Ответ: Уа ‘аляйкум салам уа рахмату-Ллах уа баракату! Сначала по поводу аята:

В Коране, есть контекст, и аяты его, — повторяющиеся, а лучший тафсир – это тафсир Корана, Кораном. А худший тафсир – это тафсир Корана своими преломленными калямом рассуждениями. Ответ на этот глупый вопрос, дан в Коране, и этот «ученый» из Сирии, видимо плохо знает Коран и его тафсир. Этот аят, толкуется другими аятами из той же суры «аль-Исра» (97): «Тот, кого Аллах ведет прямым путем, следует прямым путем. А для того, кого Аллах вводит в заблуждение, ты не найдешь покровителей вместо Него. В День воскресения Мы соберем их лежащими ничком, слепыми… ».

И суры «Та Ха» (123-126 аяты): «Он сказал: «…Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым».Он скажет: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?» Он скажет: «Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению»».

Поэтому чтобы понять, о чем идет речь в Коране, надо понимать его полностью. Контекст истории (происходящего), определяет, о чем конкретно идет речь в аяте. Речь идет о слепоте в общем смысле этого слова, а не именно о слепоте глаз. Слеп,- разумом, слеп,- сердцем. Аллах ясно пояснил, что слепой глазами в день воскресения, был зрячий ими, в земной жизни, однако он был слеп,- сердцем (разумом). Одни аяты Корана толкуют другие.

Теперь по поводу «маджаза».

Как говорил Шейх Ибн Усеймин«… Аллегория (маджаз) не утверждается, кроме как после следующих четырех условий:
• Верное доказательство (из контекста Корана и Сунны), указывающее на переход от истинного смысла слов, к аллегории.
• Доказательство на возможность слова, нести тот аллегорический смысл, который ему приписывают, со стороны языка.
• Указание на то, что слово несет этот приписываемый ему аллегорический смысл, со стороны конкретного контекста в котором оно находится. Так как вероятность аллегории, к какому либо смыслу вообще, не делает обязательным эту вероятность в любом контексте, потому как контекст и обстоятельства могут исключать некоторые смыслы, которые может нести слово в необусловленных обстоятельствах.
• Необходимость пояснения доказательства, на то, что выражаемое из аллегорических смыслов есть то, что им приписывается. Так как вполне вероятно, что выражаемое может нести абсолютно другой смысл, о котором никто не подозревает, поэтому необходим ясный довод на то, что ими конкретно утверждается». 
(См. книгу «Сокращения Хамавийской фатвы»)

В Коране нет «маджаза», о котором утверждали джахмиты, му’тазилиты и сегодня аш’ариты. К примеру, если слово «слеп» в одном аяте пришло в контексте, слепоты сердца, то это не означает что таковым должно быть понимания всех аятов, где пришло слово «слеп». Контекст, определяет выраженное в нем.

Коран толкуется Кораном, достоверной Сунной и достоверными передачами о сахабов:

Ибн Касир говорил во вступлении к своему тафсиру: «Самым правильным способом комментария к Корану является комментирование его Кораном, поскольку то, что сказано вкратце в одном его месте, то изложено подробно в другом месте, а также комментирование ее Сунной, ибо она является разъяснением Корана. Имам Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи‘и, да смилуется над ним Аллах, сказал, что все, чем выносил решение посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является тем, что он понимал из Корана.
Всевышний Аллах сказал: «Мы ниспослали тебе Писание истинно, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми так, как тебе показал Аллах. Посему не препирайся за изменников» (Женщины-105). Он также сказал: «А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались» (Пчелы-44).
Он сказал: «Мы ниспослали тебе Писание, дабы ты разъяснил им то, в чем они разошлись во мнениях, а также как руководство к прямому пути и милость для верующих людей» (Пчелы-64). Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Слушайте, мне был дарован Коран и ему подобное вместе с ним», то есть Сунна. Сунна также является ниспосылаемым откровением, как и Коран, однако она не читается так, как читается Коран.
Если же мы не найдем комментария ни в Коране, ни в Сунне, то мы обращаемся к словам сподвижников, ибо они больше знали об этом, поскольку были свидетелями событий и обстоятельств, связанных с ним. Поскольку они имели совершенное понимание, правильное знание, праведные деяния. Особенно это касается ученых и выдающихся личностей из числа сподвижников, какими были четыре имама – праведных халифа, имамы правильного пути и ‘Абдуллах ибн Мас‘уд».

Далее Ибн Касир говорит: «Однако толкование Корана собственным мнением запрещено. Аллах назвал клеветников лжецами, сказав: «Если они не привели свидетелей, то перед Аллахом они являются лжецами». (Свет-13) Ибо подобный человек (толкующий Коран собственным суждением) взвалил на себя бремя, не имея об этом знания. Поэтому группа предшественников запрещала давать толкования о том, о чем у них не было знания. Шу‘ба передает со слов Сулеймана со слов ‘Абдуллаха ибн Мурры со слов Абу Ма‘мара, что он сказал: «Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Какая земля будет меня носить, какое небо будет покрывать меня тенью, если я скажу о Книге Аллаха то, чего не знаю?» Похожее сообщение передал Абу ‘Убайдуллах аль-Касым ибн Салам в «Фадааиле» (227)».

А на счет этой истории, я не знаю, достоверна она или нет, и не могу доказать то или иноеутверждение. Так же как и тот, кто написал об этой истории в своей книжке. Пусть предоставит аудио или видео запись произошедшего и т. п.

Да это и не суть важно. Важно то, что вопрошающий очень «не далек» в понимании Корана, и избрал в понимании ясных аятов, но на его взгляд, несущих «проблематичный» смысл, метод толкования «маджазом», таким образом убегая от видимых для него проблем в толковании. Да это легко, но это «петля»(1), в которую влезли мутакаллимы, «петля», оставшаяся им в наследство от философов . А ведь стоит немного поразмышлять над аятами и выраженным в нем и правильно понять их смысл.

Автор: Имам

«Анти-Суфия»

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s