Аль-Хатыб аль-Багдади разъясняет мазхаб Саляфов в Асма уа ас-Сыфат

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Аль-Хатыб аль-Багдади разъясняет мазхаб Саляфов в Асма уа ас-Сыфат

Аль-Хатыб аль-Багдади, Абу Бакр Ахмад ибн ‘Али ибн Сабит ибн Ахмад ибн Махди аш-Шафи’и — Имам, ‘Алим, Мухаддис, Известный историк. Родился в 392 году.

В поисках знаний, посетил множество зесель, среди них Нейсабур, Асбахан, Шам, Мекка и др.

Автор известной книги «Тарих Багдад». Его перу принадлежат множество известных трудов, таких как «аль-‘Амали», «аль-Бухала», «аль-Фауа’ид аль-Мунтахаба».

Умер в 463 году в Багдаде. Да смилуется над ним Аллах!

Приводит Имам аз-Захаби высказывание аль-Хатиба аль-Багдади в книге «Мухтасар аль-‘Улюв» (стр. 273):

Аль-Хатыб аль-Багдади сказал:

أما الكلام في الصفات، فإن ما روي منها في السنن الصحاح، مذهب السلف إثباتها وإجراؤها على ظواهرها، ونفي الكيفية والتشبيه عنها، وقد نفاها قوم، فأبطلوا ما أثبته الله، وحققها قوم من المثبتين، فخرجوا في ذلك إلى ضرب من التشبيه والتكييف، والقصد إنما هو سلوك الطريقة المتوسطة بين الامرين، ودين الله تعالى بين الغالي فيه والمقصر عنه.
والاصل في هذا أن الكلام في الصفات فرع الكلام في الذات، ويحتذى في ذلك حذوه ومثاله، فإذا كان معلوما أن إثبات رب العالمين إنما هو إثبات وجود لا إثبات كيفية، فكذلك إثبات صفاته إنما هو إثبات وجود لا إثبات تحديد وتكييف.
فإذا قلنا: لله يد وسمع وبصر، فإنما هي صفات أثبتها الله لنفسه، ولا نقول: إن معنى اليد القدرة، ولا إن معنى السمع والبصر العلم، ولا نقول: إنها جوارح.
ولا نشبهها بالايدي والاسماع والابصار التي هي جوارح وأدوات للفعل، ونقول : إنما وجب إثباتها لان التوقيف ورد بها، ووجب نفي التشبيه عنها لقوله : * (ليس كمثله شئ) * (ولم يكن له كفواً أحد).

«Что касается того, что передается о Сыфатах в достоверной Сунне — то мазхаб саляфов — да будет Аллах доволен ими — потверждать (исбат) и пропускать их в очевидном (буквальном) смысле (зауахири) и отрицать образ (кейфият) и уподобление. Основа в этом вопросе — это то, что разговор о Сыфатах является ветвь фаръ разговору о Сушности (Зат) Аллаха, в Качествах надо следовать тому примеру, что и в Сушности, всем известно, что потверждение нами Господа миров это есть потверждение его Существовании, а не потверждение его образа «Кейфият», точно также потверждение его качеств это есть потверждение существовании Качеств, а не потверждение образа и «Кейфията».

Когда мы говорим, что у Аллаха Рука, Слух, Видение, то эти Сыфаты, которые Аллах потвердил Сам, и мы не говорим, что «Йад» означает Могущество, «Самъ», «Басар», означает Знание, и не говорим, что они органы и не уподобляем их человеческим, мы говорим что эти Качествы надо потверждать, потому что они пришли в Коране и Сунне, и отрецаем уподобление, потому что Аллах (говорит): «Нет ничего подобного Ему, и Он Слышащий, Видящий» (Сура «аш-Шура», 11) и сказал: «и нет никого, равного Ему» (Сура «аль-Ихляс», аят 4)».

Имам аз-Захаби продолжает: «Эти слова сказал наиболее заметний имам Саляфов аль-Хатыб. И это то, что я знаю из мазхаба Саляфов. Его слова: «Очевидном (буквальном) смысле (завахири)», означают, что Качествы которые упоминаются в Коране и в Сунне, что у них нет скрытого (батын) смысла, и что у них нет смысла кроме той, которая вложена с самого начала как говорил Малик: «Вознесение известно», точно так же, дела обстоят в вопросе Слуха, Видения, Знания, Речи, Воли, Лика и других качеств, все эти качествы известны и не нуждаются в обяснениях и тафсире, но образ (истинное значение – «Кейфият») нам неизвестно. А Аллах знает лучше».

(См. سير أعلام النبلاء 18/284 و تذكرة الحفاظ 3/1143)

Сканированная копия:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать

Также для ознакомления наших читателей с ‘акыдой аз-Захаби, рекомендуем прочесть следующую статью: Убеждения Имама аз-Захаби аш-Шафии (673-748 г.)

«Анти-Суфия»

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s