Ашаритские имамы о двух Глазах Аллаха

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Ашаритские имамы о двух Глазах Аллаха

Цитаты из книг ранних ашаритских ученых, в которых содержатся подтверждения таких Атрибутов, как две Руки, Два Глаза, Лик и других Атрибутов Всевышнего, которых отрицают сегодняшние ашариты.

Имам Абу аль-Хасан аль-Ашари говорит в книге «Макалят аль-Ислямиин», приводя мнение Ахлю аль-Хадис и Ахлю Сунна о двух Глазах Всевышнего Аллаха:

وأن الله سبحانه على عرشه كما قال: «الرحمن على العرش استوى» وأن له يدين بلا كيف كما قال:

«خلقت بيدي» وكما قال: «بل يداه مبسوطتان» وأن له عينين بلا كيف كما قال: «تجري بأعيننا» وأن له
وجهاً كما قال: «ويبقى وجه ربك ذو الجلال والإكرام
مقالات الاسلاميين ص 122

«Мы признаем, что Аллах над Троном, как Он сказал: “Милостивый возвисился над ‘Аршем”, и что, у него две Руки не спрашивая «как», как Он сказал: “Кого Я сотворил Своими обеими Руками”, и у него два Глаза не спрашивая как, как он сказал: “Он поплыл у Нас на Глазах”«. (См. книгу «Макалят аль-Ислямиин»)

Также сказал Абу аль-Хасан аль-Ашари в «Макалят аль-Ислямиин»:

واختلفوا في العين واليد والوجه على أربع مقالات‏:‏ فقالت المجسمة‏:‏ له يدان ورجلان ووجه وعينان وجنب يذهبون إلى الجوارح والأعضاء‏.‏

وقال أصحاب الحديث‏:‏ لسنا نقول في ذلك إلا ما قاله الله عز وجل أو جاءت به الرواية من رسول الله صلى الله عليه وسلم فنقول‏:‏ وجه بلا كيف ويدان وعينان بلا كيف‏.‏

وقال عبد الله بن كلاب‏:‏ أطلق اليد والعين والوجه خبراً لأن الله أطلق ذلك ولا أطلق غيره فأقول‏:‏ هي صفات لله عز وجل كما قال في العلم والقدرة والحياة أنها صفات‏.‏

وقالت المعتزلة بإنكار ذلك إلا الوجه وتأولت اليد بمعنى النعمة وقوله‏:‏ ‏»‏ تجري بأعيننا ‏»‏ أي بعلمنا…

«Разошлись (люди) в (вопросах) — «Айн»- Глаз; «Яд»- Рука; «Ваджх»- Лик, на 4 группы:

Сказали «Муджассима» (уподобляющие Аллаха): «Ему (присущи) две Руки, две Ноги, Лик, два Глаза, Бок». (Они) утверждают (что это) части (тела) и органы.

Сказали Асхабуль-Хадис: «Мы же не скажем в этом (вопросе) ничего, кроме того, что сказал Аллах, либо того, что пришло с риваятом (хадиса) от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и подтвердим: «Лик без вопроса «как?», и (также) две Руки и два Глаза, без (вопроса) «как?»».

Сказал ‘Абдуллах ибн Кулляб: «Применены (выражения) Рука, Глаз, Лик, — известием, потому что Аллах применил это, и не применил другого (выражения): они являются Сыфатами, так же, как сказал Аллах о Знании, Могуществе, Жизне, что они есть Сыфаты».

Сказали му’тазилиты, отвергая все, кроме Лика, они сделали «та’уиль» Руки, (сказав что это) в смысле — Милость, а Слово Его: «…бежит перед нашими Глазами», (толковали как) — нашим знанием». (См. «Макалят аль-Ислямиин», стр. 65)

Имам аль-Бакилляни (ум. 403 г.) говорит в книге «аль-Инсаф»

والعينين اللتين أفصح بإثباتهما من صفاته القرآن وتواترت بذلك أخبار الرسول عليه السلام، فقال عز وجل: «ولتصنع على عيني» و «تجري بأعيننا

«Обладателем двух Глаз, которые подтверждает Коран и многочисленные передачи от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». (См. книгу «аль-Инсаф», стр. 23)

Также говорит Имам аль-Бакилляни:

«Аллах Всевышний утвердил в текстах Свои Сущностные Качества и Атрибуты, Он оповестил что является обладателем Лика неисчезающего, как это пришло в Словах: «Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика» (Сура «аль-Къасас», аят 88), «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием» (Сура «ар-Рахман», аят 27). Обладателем двух Рук, Коран утверждает это в Словах:«Его обе Руки простерты» (Сура «аль-Маида», аят 64), «Он сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворили Своими обеими Руками?»». (Сура «Сод», аят 75). Они обе не являются органами и формой. Обладателем двух Глаз, которые подтверждает Коран и многочисленные передачи от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». (См. «аль-Инсаф», стр. 23)

Ибн Хазм говорит в книге «аль-Милал уа н-Нихал»:

وقال الاشعري ان المراد بقول الله تعالي ايدينا انما معناه اليدان وان ذكر الاعين انما معناه عينان وهذا باطل مدخل في قول المجسمة

«аль-Ашари говорит, что смысл слов Аллаха «нашими Руками» является обеями Руками, а упоминание про Глаз, означает два Глаза, и это неверно батил вводит к словам мужассимов». (2/127)

Имам ‘Иззу-дин ибн ‘Абдус-Салам (ум. 660 г.) сказал:

والعجب أن الأشعرية اختلفوا في كثير من الصفات كالقدم والبقاء والوجه واليدين والعينين . وفي الأحوال كالعالمية والقادرية وفي تعدد الكلام واتحاده ومع ذلك لم يكفر بعضهم بعضا

«Удивительно то, что ашариты разногласят во многих Сыфатах, как, например, «Кидам», «Бакаа», «Лик», «обе Руки» и «двух Глаз». И также разногласят по поводу ахвал, как например, алимият и кадирият; также разногласят по поваду калама: делится ли он или един. И вместе с этим они не выносили друг другу такфир». (См. «Кауаид аль-Ахкам», 1/306, Ибн ‘Абдус-Салам)

Имам аль-Джувайни (ум. 478 г.) в «аль-Иршад»:

فصل اليدان والعينان والوجه

ذهب بعض أئمتنا إلى أن اليدين والعينين والوجه صفات ثابتة للرب تعالى ، والسبيل إلى إثباتها السمع دون قضية العقل والذي يصح عندنا حمل اليدين على القدرة وحمل العينين على البصر وحمل الوجه على الوجود))

«Глава: две Руки, два Глаза, Лик.

Некоторые наши Имамы (имамы ашаритов) сказали, что обе Руки, оба Глаза, Лик, что эти качествы которые подтверждаются Аллаху, и что путь потверждения этих качеств является «самъ» (Коран, Сунна и Иджма), а не ‘акл (разум), достоверным мнением мы считаем, что Руки означают Силу, оба Глаза означают Зрение, Лик означает Существование». (См. «аль-Иршад», стр. 155)

Сканированные копии:

1) Из книги «аль-Иршад», Имама аль-Джувайни

2) Из книги «аль-Инсаф», Имама Бакилляни

3) Из книги «Макалят аль-Ислямиин», Абу Хасана аль-Ашари

 

 

 

 

 

 

 

 

«Анти-Суфия»

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s