Развеивание сомнений относительно фетвы Ибн Хаджара аль-Хайтами о постройках над могилами

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Развеивание сомнений относительно фетвы Ибн Хаджара аль-Хайтами о постройках над могилами

بسم الله الرحمن الرحيم

Хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаху, а также его семье и его сподвижникам!

На на одном из сайтов радикальных приверженцев суфизма и нововведении, размещен ответ о постройки над могилами, и смысл этого ответа приписан Ибн Хаджару аль-Хайтами, да помилует его Аллах.

Мы хотели разъяснить ошибочность приписывания этого мнения в таком виде Ибн Хаджару аль-Хайтами, указать на настоящее его мнение в этом вопросе, а также в общем осветить правильное мнение в этом вопросе.

В упомянутом ответе приводятся четыре мнения, и после того как были приведены эти четыре мнения, делается упор на дозволенность и даже желательность постройки сооружений над могилами праведников и ученых, и автор ответа говорит:

“Таким образом, те, кто говорит об абсолютной дозволенности строительства, основываются на согласии мусульманских богословов с такого рода действиями по всему исламскому миру, как это упомянуто у аль-Хакима”.

Также говорит:

“Из хадиса о запрете на строительство можно также сделать вывод о нежелательности построек, если это касается могил простых людей, но не ученых и аулия. Это исключение основано на уважении ученых “

А далее говорит:

“Ввиду этих расхождений запрещено отвергать действия тех, кто практикует одно из этих мнений. Знатоки исламского права запрещают отвергать мнение, если по нем имеется разногласие. И, естественно, является поощряемым стремление придти к единому мнению”.

С позволения Аллаха, мы по пунктам разъясним ложь и ошибки, которые присутствуют в этом ответе.

Во-первых, эта фетва ни в коем случаи не принадлежит Ибн Хаджару аль-Хайтами, в противоположность тому, о чем отвечающий заставил думать читателя.

Однако мнения приведенные в этом ответе пришли в вопросе, который задавался Ибн Хаджару, более того, в вопросе эти мнения не приведены в таком виде, однако автор ответа передал их по смыслу.

Во-вторых, отвечая на этот вопрос, Ибн Хаджар решительно отверг мнения о дозволенности, или желательности постройки над могилами ученых, или простых людях.

Вот его ответ: «»“…То, что передано и считается му’тамадом, как об этом категoрически заявил ан-Науауи, да помилует его Аллах, в книге “Шарх аль-Мухаззаб” – это запрет постройки на общественных кладбищах, а если сооружение построено там, то необходимо разрушить эту (постройку), и нет разницы между могилами ученых, праведником и других (простых людей).

А что касается книги “aль-Xадим” (упоминанием там) из того, что противоречит этому мнению (о запрете постройки) – является слабым и на это не обращают внимание.

Сколько же порицали ученые постройку купола над могилой Имама Шафи’и, да будет доволен им Аллах, а также над могилами других ученых!

Достаточно того, что в их книгах явно высказывается порицание таких вещей.

А под общественными кладбищами имеется ввиду, как сказал аль-Иснави и другие, те места в которых жители города, по обычаю, хоронят своих мертвых, а что касается земель вакфа, или то, что входит в чью-то собственность, то категорически запрещается возводить там постройки, без разрешения хозяина.

Если же это положение установлено и понятно, то запрещено возводить постройки на упомянутых кладбищах.

Необходимо разрушить на них то, что было построено, даже если это будет над могилой праведника, или ученого. Возьми это за основу и не обольщайся словами тех, кто противоречит этому…». (См. «аль-Фатауа аль-Фикхийат аль-Кубра», том 3, стр. 140-141)

В-третьих, слова о том, что никто не порицал такие постройки не соответствуют действительности.

Имам ан-Науауи, знаток шафиитского мазхаба, сказал в своей книге “аль-Маджму” (5/298), что в порицании и запретности построек над могилами, у шафиитов нет разногласий, также это мазхаб Малика, Ахмада, Давуда и обсалютного большинства ученых. Более того, в эпоху саляфов правители и наместники разрушали такие постройки, сказал Имам аш-Шафи’и в своей книге “аль-Умм”:

وَقَدْ رَأَيْت مِنْ الْوُلَاةِ مَنْ يَهْدِمَ بِمَكَّةَ مَا يُبْنَى فِيهَا فَلَمْ أَرَ الْفُقَهَاءَ يَعِيبُونَ ذَلِكَ

“Я видел как некоторые правители разрушали в Мекке, то, что было возведено (над могилами) и не видел, чтоб факихи порицали это”. (1/316)

И если это было во времена имам аш-Шафи’и когда в мусульманской общине не было этого великого отклонения в чрезмерном возвеличивании могил праведников, то что тогда эти правители сделали бы сейчас?

В-четвертых, автор ответа сделал вывод, что в хадисах запрещается строительство над могилами простолюдинов, в то время как строительство над могилами ученых и праведников, не входят в хадисы, по его мнению.

Однако в хадисах нет такого разделения, более того, относительно пророков и праведников пришли отдельные хадисы, запрещающие строить мечети над их могилами.

Так как строительство над могилами праведников и ученых может привести к более плачевым последствиям, чем строительство над могилами простолюдинов.

Приводит Имам аль-Бухари в главе толкования аята “и сказали: «Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра»”. («Нух», 23) привел слова Ибн ‘Аббаса:

“Это имена правдных людей из народа Нуха, когда они умерли, шайтан внушил их народу, чтоб они установили истуканов у себя на маджлисах, в которых они сидели, и назвали их по своим именам, и (этот народ) совершил это, этим истуканам не поклонялись до тех пор, пока не умерли они и знание стерлось, и им начали поклоняться”. (аль-Бухари, 4920)

Вот пример того, к чему может привести подобное возвеличивание праведников.

Передается от Аиши, что Умму Салама – да будет доволен ими Аллах – рассказала Посланику Аллаха-мир ему и благословение от Аллаха, о церкви, которую она видела в Эфиопии, и об иконах, которые были в ней. Он сказал: “Когда у них умирает праведный человек, или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле храм и рисуют там эти изобрадения. Это худшие из творений Аллаха”. (аль-Бухари, 1/438, 444, и Муслим, 528)

Как мы видим, обычай постройки мовзолеев и храмов уходит своими корнями к иудеям и христианам, поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: “Проклятие Аллаха на иудеях и христианах, они взяли могилы своих пророков местами поклонения”. (аль-Бухари, 435, Муслим, 531)

Более того, сподвижники пытались устранить фитну связаную с могилами праведников, или то, что становилось местом поломничества, передает Ибн Касир в своем “Тафсире”, также в “Тарих”, Ибн Исхак, аль-Байхаки и другие, «о том, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб, когда обнаружил могилу Данияла, во времена завоевания в Ираке, приказал, чтоб ее спрятали от людей и закопали то место, в котором они нашли могилу».

Имам Ибн ‘Абдиль-Хади в своей книге “ас-Сарим аль-Макни” (129) сказал следующее:

“Из мудрости Аллаха, что Пророка (мир ему и благословение) похоронили в его же комнате, что помешало людям (открыто) видеть могилу, совершать там и’тикаф, часто посещать ее и подобное этому. Все это было для воплощения Единобожия по отношению к Аллаху, поклонению только Ему, полностью посвещая религию Аллаху. А что касается могил, которые на кладбище “аль-Бак’и”, то там нет такой защиты, поэтому если кто-то сможет сделать все это там, то ему необходимо запретить это и разрушить то, что он взял местом поклонения, если же фитна не прекращается, кроме как если сравнять это с землей, то надо сравнять, как это сделали сподвижники по приказу ‘Умара ибн аль-Хаттаба с могилой Данияла”.

Также сказал Хафиз Ибн Хаджар в “Фатх аль-Бари”, том 7, стр. 447:

“Я нашел у ибн Са’да с достоверным иснадом от Нафи’ , то что ‘Умар – да будет доволен им Аллах – до него дошло что некоторые люди приходят к дереву (у которого была совершена “присяга довольства” во время Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует), он пригрозил им, затем приказал его срубить, и оно было срублено”.

И это сообщение, хоть и есть разногласие в его достоверности, однако как минимум это хороший шахид (свидетельствующий смыслу) тому о чем идет речь.

Все это свидетельствует о том, что строение над могилами праведников и ученых запрещено еще в более жесткой форме, и может принести более плачевные результаты, и должно быть запрещено еще и с точки зрения правила “садду-ззараи” – “закрытие причин, которые могут привести к злу”.

В-пятых, автор ответа заявил о том, что вопросы в которых есть разногласие нельзя порицать ни одну из сторон, но он не обратил внимание, что у этого правило, которые установили некоторые ученые, есть ограничения этого положения.

Сказал Имам ас-Суюти:

“Для принятия во внимание разногласия есть условия:

1. Чтобы принятие разногласия во внимание не приводило к разногласию с другим мнением.

Поэтому разделение в витре лучше, чем слитное совершение (без салама, после каждых двух ракаатов), и хиляф с Абу Ханифой не соблюдается, так как среди ученых есть те, кто посчитал слитное совершение запретным.

2. Чтоб мнение не противоречило установленной сунне, отсюда считается сунной поднятие рук в молитве, и не обращается внимание на мнение некоторых ханафитов о том, что по этой причине ( поднятии урок) молитва становится недействительной.

Потому что поднятие рук установлено от Пророка (мир ему и благословение Аллаху) путем передачи около пятидести сподвижников.

3. Чтобы мнение считалось сильным, и чтоб это не было (явной) ошибкой, как например, пост в сафаре лучше, для того, кто способен сделать это и не обращают внимание на слова Давуда о недействительности такого поста”.

(См. «аль-Ашбах уа ан-Наза’ир», том 1, стр. 137)

Это разногласие не имеет ни одно из этих условий, поэтому не может быть из тех, которые необходимо брать в расчет и порицание которых считается запретным.

Так во-первых, это мнение противоречит общим шариатским текстам и нет доказательства на то, что оно является исключением из общего запрета.

“Посланник Аллаха, мир ему и благословение, запретил штукатурить могилу, а также сидеть на ней и возводить над ней построения”. (Муслим, 970)

Этот хадис общий (‘амм) и нет конкретизирующего текста (хасс), чтоб вывести этот хадис из общего положения (‘амм), более того слова Пророка, мир ему и благословение, а также деяние его сподвижников подкрепляют общий и всеобъемлющий смысл этого хадиса.

Во-вторых, это мнение противоречит целям Шариата, а в частности самой важной цели шариата – сохранение религии (хифзу-ддин). И разъяснение этого в там , что основное направление шариата – утверждение и охранение таухида. Это со стороны приказа.

Со стороны же запрета – закрытие всех дверей которые могут привести к нарушению этого направления.

И как гласит известное правило по фикху – «Средствам дается положение их целей (т.е. к чему они приводят)».

И если это так, то даже если бы у нас не было бы хадисов запрещающих эти постройки, то отталкиваясь от горькой действительности исламские ученые должны были бы запретить эти постройки, так как это стало причиной и средством для чрезмерного возвеличивания мертвых.

Что же тогда сказать, если у нас есть прямые общие и частные тексты в этом вопросе?!

И нет для их конкретизации, ни шариатского доказательства (Коран, Сунна, Иджма, Кияс), ни даже уместного смысла?

Ведь те смыслы о которых говорит автор ответа и подобные ему входят в прямое противоречие с общими и частными доказательствами Шариата.

Так как постройки над могилами, а тем более над могилами праведников, может стать причиной придавания сотоварища Аллаху, как это уже случалось с прошлыми поколениями и случается с нынешними.

В-третьих, ученые ясными текстами порицали это мнение, опровергали его, и вынесли решения о необходимости разрушить постройки над могилами.

Все это указывает на то, что это мнение не входит в допустимое разногласие, в котором не разрешается порицание какого-либо из мнений.

Некоторые слова ученых на данную тему

Говорит Имам аш-Шафи’и:

وأحب أن لا يزاد في القبر تراب من غيره وليس بأن يكون فيه تراب من غيره بأس إذا إذا زيد فيه تراب من غيره ارتفع جدا ، وإنما أحب أن يشخص على وجه الأرض شبرا أو نحوه وأحب أن لا يبنى ، ولا يجصص فإن ذلك يشبه الزينة والخيلاء ، وليس الموت موضع واحد منهما ، ولم أر قبور المهاجرين والأنصار مجصصة ( قال الراوي ) : عن طاوس : { إن رسول الله صلى الله عليه وسلم نهى أن تبنى القبور أو تجصص } ( قال الشافعي ) : وقد رأيت من الولاة من يهدم بمكة ما يبنى فيها فلم أر الفقهاء يعيبون ذلك فإن كانت القبور في الأرض يملكها الموتى في حياتهم أو ورثتهم بعدهم لم يهدم شيء أن يبنى منها وإنما يهدم إن هدم ما لا يملكه أحد فهدمه لئلا يحجر على الناس موضع القبر فلا يدفن فيه أحد فيضيق ذلك بالناس

“Я считаю, что не следует добавлять к могиле песок не из нее (т. е. кроме того песка, что был вырыт, копая могилу), но, однако не беда, если он будет добавлен с условием, что [могила] не будет слишком возвышаться. Я считаю, что [могиле] следует возвышаться над землей лишь на “шибр” (пядь руки), или что-то около того. Я считаю, что не надо строить на могилах и гипсовать их, потому что это походит на украшение, а в этом не нуждается покойный. Я не видел ни одной могилы “мухаджиров” и “ансаров”, покрытой гипсом. (Приводит передатчик) от Тавуса; что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, порицал от того, чтоб строить на могилах или гипсовать их. (Сказал аш-Шафи’и) Я видел из правителей [Мекки] тех, кто разрушал в Мекке то, что стоили в ней (на могилах), и я не видел [Ученых] Факихов, которые бы выражали на это [свое] порицание. Если могилы, находятся на земле, которыми владели умершие при жизни, или владеют [этой землей] их наследники, то не разрушается построенное на них, разрушается то, что построено на той земле, которой не владеет никто. И разрушение этого [вызвано тем], чтоб не мешало людям строение на могиле, [из-за чего] будет [невозможно] хоронить других”. (См. «аль-Умм»,  «Китабу Джаназа»)

Говорит Имам ан-Науауи:

قال المصنف رحمه الله تعالى ( ولا يزاد في التراب الذي أخرج من القبر ، فإن زادوا فلا بأس به ويشخص القبر من الأرض قدر شبر ، لما روى القاسم بن محمد قال : ” دخلت على عائشة فقلت اكشفي لي عن قبر رسول الله صلى الله عليه وسلم وصاحبيه ، فكشفت عن ثلاثة قبور لا مشرفة ولا لاطئة

«Сказал автор, да смилуется над ним Аллах: «Не следует добавлять к могиле, песок не из нее [т. е. кроме того песка, что был вырыт, копая могилу], но, однако не беда, если он будет добавлен». [Могиле] следует возвышаться над землей лишь на “шибр” (пядь руки): как приводит Къасим ибн Мухаммад сказавший: «Я зашел к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, и попросил ее, чтоб она показала мне могилу посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а так же его двух соратников. Она показала мне три могилы, [которые не были} ни возвышенными, ни сравненными с землей абсолютно»». (См. «аль-Маджму», 5/295)

Также Имам ан-Науауи сказал:

السادسة ) قال الشافعي والأصحاب : يكره أن يجصص القبر ، وأن يكتب عليه اسم صاحبه أو غير ذلك ، وأن يبنى عليه ، وهذا لا خلاف فيه عندنا ، وبه قال مالك وأحمد وداود وجماهير العلماء ، وقال أبو حنيفة : لا يكره

«(Шестое). Сказал аш-Шафи’и и его ученики-соратники: «[«юкраху»] является не желательным гипсование могил и то, чтоб писать на них имя ее обитателя, либо что-то другое, а также, строить на них». [Продолжает ан-Науауи] И это то, в чем нет у нас [Ученых, последователей Имама аш-Шафи’и] разногласия. Это же самое сказали Имам Малик, Ахмад, Давуд (аз-Захири), и большинство Ученых. Сказал Абу Ханифа: «[не является] не желательным…»». (См. «аль-Маджму», 5/298)

Имам Джалалу-дин ас-Суюти аш-Шафи’и (ум. в 911 г.), да смилуется над ним Аллах, пишет:

أصل عبادة الأوثان

]واعلم أن من الفقهاء من اعتقد أن سبب الكراهة في الصلاة في المقبرة ليس إلا كونها مظنة النجاسة، ونجاسة الأرض مانع من الصلاة عليها، سواء كانت مقبرة أو لم تكن. وليس ذلك كل المقصود بالنهي، وإنما المقصود الأكبر بالنهي إنما هو مظنة اتخاذها أوثاناً. كما ورد عن الإمام الشافعي رضي الله عنه أنه قال: وأكره أن يعظم مخلوق حتى يجعل قبره مسجداً مخافة الفتنة عليه من بعده من الناس. وقد نص النبي ( على العلة بقوله: ” اللهم لا تجعل قبري وثناً يعبد ” ويقول: ” إن من كان قبلكم كانوا يتخذون القبور مساجد، فلا تتخذوا القبور مساجد، ولا تجلسوا عليها ” الحديث المتقدم. وأخبر أن الكفار ” كانوا إذا مات فيهم الرجل الصالح بنوا على قبره مسجداً، وصوروا فيه تلك التصاوير، أولئك شر الخلق عند الله يوم القيامة ” فجمع بين التماثيل وبين القبور. وأيضاً فإن الّلات كان سبب عبادتها تعظيم قبر رجل صالح كان هناك يلت السويق بالسمن ويطعمه للحاج، فلما مات عكفوا على قبره.

«И знай, что некоторые “Факьихи” считали, что запрещение молитвы на кладбищах заключалось лишь в том, что в них находится “наджаса”, а молитва запрещена на загрязнённой земле, будь то на кладбище или нет. Но это не единственное, почему есть запрет молитвы на кладбищах. Величайшая причина запрета молитвы (намаза) на кладбищах, — это боязнь того, что это станет источником и начальной причиной, взятия могилы, идолом. Как пришло от Имама Шафи’и (да смилуется над ним Аллах) он сказал: «И я порицаю, возвеличивание любого творения, и чтоб это ещё доводило до того, что начинают делать из могилы его, место поклонения. И это, потому что я боюсь “фитны”, которая может постичь людей». (См. “аль-Умм”, 1/246)

Ведь сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), выразив причину своего порицания: «О Аллах, не делай могилу мою идолом, которому поклоняются». (Привёл Имам Малик в “Мувата”, 1/172, и Имам Ахмад, хадис хороший)

И сказал он (да благословит его Аллах и приветствует) так же: «Поистине те, кто были до вас, брали могилы, местами поклонения, не берите могилы местами поклонения!». (Имам Муслим)

И оповестил нас Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что когда умирал праведный человек у неверных (тех, кто был до нас), они строили на его могиле мечеть, и рисовали его изображение. И сказал Посланник Аллаха, что они наихудшие из творений перед Аллахом в Судный день. (Приводит Имам аль-Бухари)

И обобщил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), идолов и могилы в одно. Известно также, что причиной поклонения [идолу] аль-Лату, было возвеличивание праведника [по имени аль-Лат], который замешивал кашу и кормил ею паломников [к дому Аллаха], когда же он умер, [люди] стали простаивать на его могиле»».

(Имам ас-Суюти в книге «Амру биль-иттиба, уа нахью аниль-Ибтида», на стр. 136-137. Издательство «Дар ибн Аффан», Каир 2001 г.)

Имам Ибн Дакик аль-‘Ид, да смилуется над ним Аллах:

الْحَدِيثُ الْحَادِيَ عَشَرَ : عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا قَالَ : { لَمَّا اشْتَكَى النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ذَكَرَ بَعْضُ نِسَائِهِ كَنِيسَةً رَأَيْنَهَا بِأَرْضِ الْحَبَشَةِ ، يُقَالُ لَهَا : مَارِيَةُ – وَكَانَتْ أُمُّ سَلَمَةَ وَأُمُّ حَبِيبَةَ أَتَتَا أَرْضَ الْحَبَشَةِ – فَذَكَرَتَا مِنْ حُسْنِهَا وَتَصَاوِيرَ فِيهَا ، فَرَفَعَ رَأْسَهُ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَقَالَ : أُولَئِكَ إذَا مَاتَ فِيهِمْ الرَّجُلُ الصَّالِحُ بَنَوْا عَلَى قَبْرِهِ مَسْجِدًا ، ثُمَّ صَوَّرُوا فِيهِ تِلْكَ الصُّوَرَ أُولَئِكَ شِرَارُ الْخَلْقِ عِنْدَ اللَّهِ . }

وَقَوْلُهُ عَلَيْهِ السَّلَامُ { بَنَوْا عَلَى قَبْرِهِ مَسْجِدًا } إشَارَةٌ إلَى الْمَنْعِ مِنْ ذَلِكَ . وَقَدْ صَرَّحَ بِهِ الْحَدِيثُ الْآخَرُ { لَعَنَ اللَّهُ الْيَهُودَ وَالنَّصَارَى اتَّخَذُوا قُبُورَ أَنْبِيَائِهِمْ مَسَاجِدَ }

{ اللَّهُمَّ لَا تَجْعَلْ قَبْرِي وَثَنًا يُعْبَدُ } .

الْحَدِيثُ الثَّانِي عَشَرَ : عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا قَالَتْ : { قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي مَرَضِهِ الَّذِي لَمْ يَقُمْ مِنْهُ لَعَنَ اللَّهُ الْيَهُودَ وَالنَّصَارَى اتَّخَذُوا قُبُورَ أَنْبِيَائِهِمْ مَسَاجِدَ . قَالَتْ : وَلَوْلَا ذَلِكَ أُبْرِزَ قَبْرُهُ غَيْرَ أَنَّهُ خُشِيَ أَنْ يُتَّخَذَ مَسْجِدًا } .

هَذَا الْحَدِيثُ : يَدُلُّ عَلَى امْتِنَاعِ اتِّخَاذِ قَبْرِ الرَّسُولِ مَسْجِدًا وَمِنْهُ يُفْهَمُ امْتِنَاعُ الصَّلَاةِ عَلَى قَبْرِهِ . وَمِنْ الْفُقَهَاءِ مَنْ اسْتَدَلَّ بِعَدَمِ صَلَاةِ الْمُسْلِمِينَ عَلَى قَبْرِهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لِعَدَمِ الصَّلَاةِ عَلَى الْقَبْرِ جُمْلَةً . وَأُجِيبُوا عَنْ ذَلِكَ بِأَنَّ قَبْرَ الرَّسُولِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَخْصُوصٌ عَنْ هَذَا بِمَا فُهِمَ مِنْ هَذَا الْحَدِيثِ مِنْ النَّهْيِ عَنْ اتِّخَاذِ قَبْرِهِ مَسْجِدًا . وَبَعْضُ النَّاسِ : أَجَازَ الصَّلَاةَ عَلَى قَبْرِ الرَّسُولِ ، كَجَوَازِهَا عَلَى قَبْرِ غَيْرِهِ عِنْدَهُ . وَهُوَ ضَعِيفٌ لِتَطَابُقِ الْمُسْلِمِينَ عَلَى خِلَافِهِ ، وَلِإِشْعَارِ الْحَدِيثِ بِالْمَنْعِ مِنْهُ ، وَاَللَّهُ أَعْلَمُ

Передается от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Когда уже сильно заболел Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), некоторые из его жен, (это Умму Салама и Умму Хабиба) упомянули при нем о церкви, которую они видели в Хабаше [Эфиопии] под названием – “Мария”, они рассказали о ее красоте и изображениях в ней; и тут Пророк поднял свою голову и сказал: “Это те, у которых если умер праведник, они строят на его могиле “мечеть” (место поклонения), затем изображают в ней эти изображения, — они являются наихудшими творениями у Аллаха!”». (Передает Имам Бухари и Муслим)

Сказал Ибн Дакик аль-‘Ид аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, в комментариях к этому хадису в своей книге “Ихкам аль-Ахкам фи шархи ‘умдатуль-Ахкам” (стр. 200):

“… А слово его (да благословит его Аллах и приветствует): «они строят на его могиле мечеть (место поклонения)», указание на запрет этого. И ясно об этом указано в хадисе: «Аллах проклял иудеев и христиан за то, что они избрали могилы своих пророков местами для поклонения. О Аллах не делай мою могилу местом празднеств (регулярного посещения)».

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уже болевший той болезнью, от которой он умер, сказал: «Аллах проклял иудеев и христиан за то, что они избрали могилы своих пророков местами для поклонения».

(‘Аиша также) сказала: «И если бы не это, то могилу его обязательно сделали бы заметной, однако я боюсь, что и её могут сделать местом поклонения». (Передает Имам Бухари и Муслим)».

Ибн Дакик аль-‘Ид (да смилуется над ним Аллах) комментирует: “Этот хадис указывает на запрет брать могилу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) мечетью, и из него понимается запрет молитвы на его могиле”. (Ибн Дакик аль-‘Ид аль-Малики аш-Шафи’и в “Ихкам аль-Ахкам фи шархи ‘умдатуль-Ахкам”)

Сказал Имам аш-Шафи’и:

“Я не порицаю посещение могил, но однако не надо при “зиярате” говорить неприличные слова или “дуа”, призывая погибель и скорейшую смерть [на себя]. А если ты делаешь “зиярат”, то проси прощение для покойного, смягчай своё сердце, вспомни “Ахират”, – эти дела из того, что я не порицаю”. (См. «аль-Умм», 1/278)

Ибн Хаджар аль-Хайтами, комментируя слова Имама ан-Науауи из «Минхадж ат-Талибин»: “Если была возведена постройка на общем кладбище, то она сносится”, сказал:

هدم ) وجوبا لحرمته كما في المجموع لما فيه من التضييق مع أن البناء يتأبد بعد انمحاق الميت فيحرم الناس تلك البقعة وقد أفتى جمع بهدم كل ما بقرافة مصر من الأبنية حتى قبة إمامنا الشافعي رضي الله عنه التي بناها بغض الملوك وينبغي أن لكل أحد هدم ذلك ما لم يخش منه مفسدة فيتعين الرفع للإمام أخذا من كلام ابن الرفعة

“(Снести) обязательно, потому постройка является харамом (запрещена), как это пришло в книге «Маджму» (Имама ан-Науауи) поскольку она усложняет людям, оставаясь навечно после разложения мертвого. Люди лишаются этого куска земли. Вынесена фетва группой [ученых] что надо снести те строения, что на [кладбище] Карафа в Египте и даже мавзолей нашего имама аш-Шафи’и, да будет доволен им Аллах, который построили некоторые цари. Получается, что любой должен сносить эти строения, если только он не боится вреда. И становится необходимым обратиться к имаму (чтобы он снес эти строения) опираясь на слова Ибн Риф’а”. (Ибн Хаджар Хайтами в “Тухфату мухтадж фи шарх аль-Минхадж”)

Подготовил: Лейс

Источник: «Таухид — основа всех основ»

«Анти-Суфия»

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s