Хаммад ибн Зайд

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хаммад ибн Зайд

1. Краткая биография

Его имя:

Он – Абу Исма’ил, Хаммад ибн Зайд ибн Дирм – освобожденный раб семьи Джарира ибн Хазма аль-Джахдами. Его прозвище — аль-Азракъ. (См. «аль-Ансаб», 1/121)

Был родом из Басры, его дедушка являлся пленником Сиджистана, а его отец Зайд был пленником Хазма Абу Джарира

, а когда он умер он стал рабом его сыновей Язида и Джарира. (См. «Табакат аль-Кубра», 9/287, «ас-Сикат», 6/218)

Его рождение:

Хаммад ибн Зайд родился в 98 году. Передается от его матери, что он родился во времена халифата Умара ибн ‘Абдуль-Азиза, а от его тети передается, что он родился во времена правления Сулеймана ибн ‘Абдуль-Малика. (См. «ат-Тарих аль-Кабир», 3/25)

Правление Сулеймана длилось два года и восемь месяцев, с 96 году по Сафар 99 года. А правление ‘Умара ибн ‘Абдуль-Азиза продолжалось два года и пять месяцев, оно началось через восемь дней после смерти Сулеймана и продолжалось по 101 год по хиджре. (См. «аль-Хидая уаль-Иршад фи Марифат Ахлю ас-Сика уа Садад», 1/200)

Его учителя:

Хаммад ибн Зайд был современником величайши табиинов Басры и других стран, среди них следующие:

— Айюб ас-Сихтаяни

Сказал Хаммад ибн Зайд«Хаммад ибн Аби Сулейман приехал в Басру, но Айуб не посетил его, поэтому и мы не посетили его. Поэтому когда Айуб не посещает кого-либо, то и мы не посещаем его». (См. «Табакаталь-Кубра», 9/287)

Сказал Яхъя ибн Ма’ин«Хаммад ибн Зайд хорошо знал Айюба». (См. «ат-Та’дыль уа ат-Таджрих», 1/524)

Айюб ас-Сихтаяни умер когда Хаммаду было 34 года. (См. «Табакат аль-Кубра», 9/287)

— Зайд ибн Дирхам (его отец)

— Сабит аль-Бунани

— Асим ибн Аби ан-Наджуд

— ‘Абдуллах ибн Тавус

— ‘Ата ибн ас-Са’иб

— Амр ибн Динар аль-Макки

— Абу Амр ан-Нахуи

— и многие другие ученые и имамы (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 3/137, «Тахзиб аль-Камал», 7/240-
242, «Тарих аль-Кабир», 3/25)

Его ученики:

— аль-Аш’ас ибн Исхак ас-Сиджистани (отец Абу Давуда — автора «Сунана»)

— Суфьян ас-Саури

— ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак

— Суфьян ибн ‘Уейна

— ‘Абдур-Рахман ибн Махди

— ‘Али ибн аль-Мадини

— Кутайба ибн Са’ид

— Уаки’ ибн Джаррах

— и многие другие ученики (См. «Тахзиб аль-Камал», 7/242-245, аль-Миззи)

Слова ученых о нем:

Ибн Са’д сказал о нем: «Хаммад ибн Зайд… был заслуживающим доверия (сикъа)… Передатчик большого количества хадисов». (См. «Табакат аль-Кубра», 9/287)

Имам Ахмад сказал: «Хаммад ибн Зайд из Имамов мусульман». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/177, Ибн Абу Хатим)

Абу Я’ла аль-Халили сказал: «Хаммад бин Зайд… был заслуживающим доверия. Существует единогласие (на его заслуги и достоверность). Он передавал хадисы которые в двух книгах достоверных хадисов. И имамы одобрили его… И были соответствия между Маликом ибн Анасом и ним, и он восхищался мнением Малика. Его внуки были кадиями и последователями Маликитского мазхаба». (См. «аль-Иршад фи Марифат ‘уляма аль-Хадис», 2/498, аль-Халили)

‘Абдур-Рахман ибн Махди сказал: «Имамы людей своего века были следующие четыре – Хаммад ибн Зайд в Басре, Суфьян в Куфе, Малик в Хиджазе, и аль-Ауза’и в Шаме». (См. «Ахадис фи зам аль-Калям», 5/169- 170)

Также сказал ‘Абдур-Рахман ибн Махди«Я еще не видел никого более знающего в ‘акыде и в хадисах связанных с ‘акыдой, чем Хаммад ибн Зайд». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/177, «Хулият аль-Аулия», 6/257)

Также сказал он: «Я не видел факиха в Басре более знающего чем Хаммад ибн Зайд». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/181)

Был спрошен Язид ибн Зура’и о Хаммаде ибн Зайде и Хаммад ибн Саламе: «Какой из них является более достоверным в хадисе?», он сказал: «Хаммад ибн Зайд и последний были праведными людьми». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/181)

Сказал Сулейман ибн Харб: «Я слышал Хаммад ибн Зайда рассказывающим хадис, и он сказал: “Я слышал его 50 лет назад, и я не рассказывал его до сегодняшнего дня”». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/178)

Сказал ‘Убейду-Ллах ибн аль-Хасан«…Если ты ищешь знание, бери ее от двух Хаммадов». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/179) ‘Убейду-Ллах имеет в виду, имамов Хаммад ибн Саламу и Хаммад ибн Зайда.

Оба они рассказывали от многих имамов и их хадисы передавали ученые. (См. «ас-Сияр», 7/464)

Ибн аль-Мубарак сказал: «О тот, кто ищет знания! Иди и учись у Хаммад ибн Зайда, ты приобретешь знания и терпение… затем запиши его (знание)». (См. «ас-Сияр», 7/459, «ат-Тарих аль-Кабир», 3/25, «Хулият аль-Аулия», 6/258) Затем Ибн аль-Мубарак говорит: «И остерегайся нововведений [исходящие] от сообщений Амр ибн ‘Убайда». (См. «аль-Камиль фи ду’ фа ар-Риджаль», 5/100, Ибн ‘Ади) Амр ибн ‘Убайд является лидером му’тазилитов того времени, который призывал к нововведениям.

Мухаммад ибн ат-Таба’ сказал: «Я редко видел человека мудрее Хаммада ибн Зайд». (См. «аь-Джарх уа Та’дыль», 1/182)

Сказал Ибн Хиббан«Он был одним из отличных запоминателей и [был] религиозным, праведным человеком. Все хадисы которые он рассказывал, он читал их по памяти. И он был слепым». (См. «Машахир ‘Уляма аль-Амсар», стр. 248)

Сказал Ибн Хаджар аль-‘Аскалани«Хаммад ибн Зайд… был факихом… заслуживающим доверие. Было сказано, что он был слепым. Возможно слепота пришла к нему в поздние годы его жизни, так как достоверно передано что он писал». (См. «Такриб ат-Тахзиб», стр. 268)

‘Абдур-Рахман ибн Махди сказал: «Если ты увидишь кого-нибудь из Басры, кто любит Хаммада, то он последователь Сунны». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 1/183)

Имам аз-Захаби сказал: «Я не знаю разногласия между учеными о том, что Хаммад ибн Зайд был одим из имамов Саляфов, и из самых опытных, честных, и безошибочных запоминателей, несмотря на то что он передавал огромное количество хадисов. Да смилуется над ним Аллах». (См. «ас-Сияр», 7/461, аз-Захаби)

Также его хвалит Кади ‘Ияд, называя его факихом, мухаддисом, имамом, приверженцем Сунны и т.д.

Его смерть:

Хаммад ибн Зайд, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, умер в пятницу 10-ого Рамадана 179 г., в возрасте 81 лет. Заупокойной молитвой по нему, руководил Сулейман ибн ‘Али аль-Хашими — правитель Басры, во времена правления Харуна ар-Рашида. (См. «Табакат аль-Кубра», 9/287)

Хаммад ушел из жизни спустя 6 месяцев после смерти Имама Малика бин Анаса, рахимаху-Ллах. (См. «ас-Сияр», 7/462)

Его семья:

Известный маликитский ученый Кади ‘Ияд в биографии внука Хаммада ибн Зайда – Исма’ил ибн Исхак ибн Исма’ил ибн Хаммада, пишет:

«Перед упоминаем его биографии, мы кратко упомянем о нескольких вестях о семье Хаммада ибнЗайда, и об их великом статусе… Члены этой семьи несмотря на их количество и известность, были из самых знающих семей в Ираке, и самыми выдающимися и религиозными. Они распространили маликитский мазхаб фикха там (в Ираке), и люди учились ему от них. И среди них был великий имам фикха, ученый Хадиса и Сунны. Все они были приверженцами Сунны». (См. «Тартиб аль-Мадариб уа такриб аль-Масалик», 4/276-278)

2. Его вероубеждение (‘акыда) в Атрибутах Аллаха

Имам Хаммад ибн Зайд сказал: Джахмиты подобны подобны человеку которого спросили: «У тебя есть финиковая пальма в доме?», он сказал: «Да». Его спросили: «У нее есть листья?», он говорит: «Нет». Его спросили: «Есть ли на ней ветки?», он сказал: «Нет». Его спросили: «У нее есть пень?», он сказал: «Нет».Спросили его: «У нее есть ствол», он говорит: «Нет». Его спросили: «У нее есть корни?», он говорит «Нет». Сказано ему: «В твоем доме нет финиковой пальмы!».

Такой человек подобен Джахмитам, которым было сказано: «Есть ли у вас Бог?», они говорили: «Да». Спросили их: «Говорит ли Он?», они говорят: «Нет». Спросили их: «У Него есть Рука?», они сказали: «Нет».Их спросили: «У Него есть Стопа?», они говорят: «Нет». Спросили их: «У Него есть
Палец?», они говорят: «Нет». Их спросили: «Становится ли Он довольным и гневается ли Он?», они сказали: «Нет». Было сказано им: «У вас нет Бога»”. 

(Передал Ибн Шахин в «Шарх Мазахиб Ахлю ас-Сунна», стр. 34-35; Также ее упоминает Ибн Абу Я’ла в «Ибталь ат-Та’уилят», 1/55, и Абу аль-Касим аль-Асбахани ат-Тейми в «аль-Худжа фи баян аль-Махаджах»; иснад достоверный)

Передает Имам аз-Захаби, что Хаммад ибн Зайд и его учитель Айюб ас-Сихтаяни сказали о секте джахмитов и му’тазилитов: «Воистину, основа их в том, чтобы сказать: нет никого над небесами».

(См. «Мухтасар аль-‘Улув», 132, иснад его достоверен, а от Хаммада Ибн Зайда передали ‘Абдуллах ибн Ахмад в «Сунна», 1/118, Ибн Батта в «Ибана», 3/194, Имам Ахмад в «Муснаде», 6/457, №27627, и другие имамы)

Сказал Имам аз-Захаби, комментируя эти слова: «Я скажу: Слова саляфов, имамов Сунны, сподвижников, Аллаха, Его Пророка и верующих, состоит в том, что Аллах, Могущественный [и] Величественный, — над небом, и что Аллах над Троном, и что Аллах над Своими семью небесами, и что Он нисходит на ближнее небо». (См. «Мухтасар аль-‘Улув», стр. 146)

Да смилуется Аллах над этим имамом Ахли-Сунна!

Перевод: Имам-Али Саляфи

Источник: SunnaOnline.com

«Анти-Суфия»

Реклама

One response to this post.

  1. […] Хаммад ибн Зайд, да смилуется над ним Всевышний Аллах, (ум. 179 г.) сказал: […]

    Ответить

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s