Понимали ли Саляфы Атрибуты Аллаха в переносном смысле?

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Понимали ли Саляфы Атрибуты Аллаха в переносном смысле?

С помощью Аллаха, в этой статье приведем имамов из числа Саляфов и тех ученых, кто пришел после них, подтверждавших Сыфаты Господа на их внешнем, очевидном смысле, и которые были далеки от “Тафуида” (опустошения Атрибутов).

1. Жены Пророка (мир ему и благословение Аллаха)

Мать правоверных ‘Айша, да будет доволен ею Аллах, (ум. 58 г.) сказала относительно Слуха Аллаха:

قالت في صفة السمع لله عز وجل: «الحمد لله الذي وسع سمعه الأصوات, لقد جاءت المجادلة إلى النبي صلى الله عليه وسلم تكلمه, وأنا في ناحية البيت ما أسمع ما تقول, فأنزل الله عز وجل: {قد سمع الله قول التي تجادلك في زوجها } [المجادلة: 1] إلى آخر الآية

«Вся хвала принадлежит Аллаху, Который слышит все голоса. Воистину, [одна] спорящая женщина пришла к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и спорила с ним, в течении всего время пока я находилась в соседней части комнаты, и я не могла слышать то, что она говорил. Тогда Могучий и Величественный Аллах ниспослал этот аят: “Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа и пожаловалась Аллаху. Аллах слышал ваш спор, ведь Аллах – Слышащий, Видящий”».

(Передал Ахмад в «Муснаде», 40/228, Имам аль-Бухари в «Сахихе», в главе «Китаб ат-Таухид», Абу аш-Шейх аль-Асбахани в «аль-Азаме», 2/537, и другие. Шейх Шу’айб аль-Арнаут сказал: «Иснад этого хадиса достоверный согласно требованиям Муслима»)

Говорила жена Пророка, Зейнаб другим женам Пророка:

فَكَانَتْ تَفْخَرُ عَلَى أَزْوَاجِ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ تَقُولُ زَوَّجَكُنَّ أَهْلُوكُنَّ وَزَوَّجَنِي اللَّهُ مِنْ فَوْقِ سَبْعِ سَمَاوَاتٍ

«Вас поженили ваши семьи, а меня выдал замуж сам Аллах с высоты семи небес».

(Переадл ат-Тирмизи, 3137, аль-Бейхакы и Бухари; иснад хороший)

Когда Ибн ‘Аббас вошел к ‘Айше, а она была при смерти, он сказал ей:

كنت أحب نساء رسول الله صلى الله عليه وسلم ولم يكن يحب إلا طيبا وأنزل الله براءتك من فوق سبع سموات

«Ты была самой любимой из жен Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, для него, а он не любил ничего, кроме благого, и Аллах ниспослал твое оправдание с высоты семи небес».

(Передал Имам ад Дарими в своей книге «ар-Родд ‘аля Джахмия», стр. 27, Имам Ахмад в «Муснаде», 2336, 2496 и иснад его сахих)

Говорил таби’ин Масрук об ‘Айше, когда передавал от нее хадисы:

قال حدثني الصديقة بنت الصديق رضي الله عنهما حبيبة رسول الله المبرأة من فوق سبع سموات

«Рассказала мне правдивая, дочь правдивого (Абу Бакра), да будет доволен ей Аллах, которую оправдал Аллах свыше семи небес».

(Передали Ибн аль-Кайим в «Иджтима джуюшь», 90, и Ибн Хаджар в «Тахзиб ат-Тахзиб», 12/386)

2. Сподвижник ‘Абдуллах ибн Мас’уд

Сподвижник Пророка, ‘Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, (ум. 33 г.) сказал:

«Один из иудейских раввинов пришел и сказал: “О, Мухаммад, поистине Аллах будет держать небеса на пальце (исба’) и земли на пальце, и горы на пальце, и деревья на пальце, и творения на пальце, а затем скажет: «Я Властелин»”. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засмеялся так, что стали видны его коренные зубы, а затем прочитал: “Не ценили они Аллаха должным образом, (а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей. Пречист Он и превыше того, что они приобщают к Нему в сотоварищи)” (39:67)».

(Передал аль-Бухари и Муслим)

Сказал Яхъя ибн Са’ид«И добавил (в своей передачи) Фудайл ибн ‘Ияд от Мансура, от Ибрахима, от ‘Убейды, от ‘Абдуллаха (ибн Мас’уда): “Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, засмеялся удивляясь (словам иудея) и подтверждая его”».

С подробным разбором этого хадиса, вы можете ознакомиться у нас на сайте, прочитав статью: Засмеялся удивляясь (словам иудея) и подтверждая его

3. Сулейман ибн А’маш

Сулейман ибн А’маш, да смилуется над ним Аллах, (ум. 146 г.) передал хадис Пророка, мир ему и благословение Аллаха:

روى الأعمش قول النبي صلى الله عليه وسلم: «إن القلوب بين إصبعين من أصابع الرحمن عز وجل يقلبها» [حديث صحيح] ثم أشار بإصبعيه

«Сердца [детей Адама] находятся между вдумя Пальцами Милостивого, и Он направляет их [туда куда он пожелает]». (Хадис достоверный)

После этого аль-А’маш сделал указания (жесты) своими двумя пальцами.

(См. «Сунан Ибн Маджа», 5/9-10, издательство «Дар ар-Рисаля аль-‘Алямия»)

Из вышеприведенного мы понимаем, что этот жест аль-А’маша указывает на то, что Атрибуты Аллаха являются настоящими Атрибутами, и что два Пальца – атрибут настоящий, в истинном значении, а не в переносном (метафорическом). Однако, его указание совсем не указывает на подобие и схожесть Атрибутов Аллах с атрибутами творений. Пречист Он от этого!

4. Хаммад ибн Абу Ханифа (сын Абу Ханифы)

Хаммад ибн Абу Ханифа, да помилует его Аллах, (ум. 176 г.) во время спора с одним из приверженцев нововведений, сказал:

قال في مناظرة له مع المبتدعة: «قلنا لهؤلاء: أرأيتم قول الله عز وجل {وجاء ربك والملك صفا صفا} [الفجر: 22] وقوله عز وجل: {هل ينظرون إلا أن يأتيهم الله في ظلل من الغمام والملائكة} [البقرة: 210] فهل يجيء ربنا كما قال? وهل يجيء الملك صفا صفا? »قالوا: أما الملائكة فيجيئون صفا صفا, وأما الرب تعالى فإنا لا ندري ما عنى بذلك, ولا ندري كيف جيئته. فقلنا لهم: «إنا لم نكلفكم أن تعلموا كيف جيئته, ولكنا نكلفكم أن تؤمنوا بمجيئه, أرأيتم من أنكر أن الملك لا يجيء صفا صفا, ما هو عندكم? »قالوا: كافر مكذب.

«Мы говорим этим людям: “Видели ли вы слова Величественного и Могучего Аллаха: «и твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами» (89:22), и слова Аллаха: «Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах явится к ним, осененный облаками, вместе с ангелами, и все будет решено? К Аллаху возвращаются дела» (2:210). Придет ли Господь, как Он сказал [об этом]? Придут ли ангелы выстроившимися рядами?”.

Они сказали: “Что касается ангелов, то они придут выстроившимися рядами. Но относительно Высочайшего Аллаха, мы не знаем, что он имел в виду под этим, и мы не знаем как Он придет”.

И мы говорим им: “Мы не повелеваем вам знать как (каким образом) Он придет; но мы повелеваем вам, верить в Его Приход. Что вы скажете относительно того, кто отрицает, что придут ангелы. Кто он. в вашем понимании?”.

Они сказали: “Кафир, отрицающий”.

Мы говорим: “Аналогичным образом, тот, кто отрицает что Аллах придет является кафиром, отрицающим”».

(Передал Абу ‘Усман ас-Сабуни в «‘Акъида Саляф уа Асхабуль-Хадис», стр. 233-234, тахкык аль-Джуда’и, а также в тахкыке Абу аль-Ямина аль-Мансури, на стр. 63)

5. Таби’ин Хаммад ибн Зайд

Хаммад ибн Зайд, да смилуется над ним Всевышний Аллах, (ум. 179 г.) сказал:

قال: «مثل الجهمية مثل رجل قيل له: أفي دارك نخلة? قال: نعم. قيل: فلها خوص? قال: لا. قيل: فلها سعف? قال: لا. قيل: فلها كرب? قال: لا. قيل: فلها جذع? قال: لا. قيل: فلها أصل? قال: لا. قيل: فلا نخلة في دارك. هؤلاء مثل الجهمية قيل لهم:
لكم رب? قالوا: نعم. قيل: يتكلم? قالوا: لا. قيل: فله يد (17)? قالوا: لا. قيل: فله قدم (18)? قالوا: لا. قيل: فله إصبع? قالوا: لا. قيل: فيرضى ويغضب? قالوا: لا. قيل: فلا رب لكم! »إسناده صحيح

«Джахмиты подобны подобны человеку которого спросили: “У тебя есть финиковая пальма в доме?”, он сказал: “Да”. Его спросили: “У нее есть листья?”, он говорит: “Нет”. Его спросили: “Есть ли на ней ветки?”, он сказал: “Нет”. Его спросили: “У нее есть пень?”, он сказал: “Нет”. Спросили его: “У нее есть ствол”, он говорит: “Нет”. Его спросили: “У нее есть корни?”, он говорит: “Нет”. Сказано ему: “В твоем доме нет финиковой пальмы!”.

Такой человек подобен джахмитам, которым было сказано: “Есть ли у вас Бог?”, они говорили: “Да”. Спросили их: “Говорит ли Он?”, они говорят: “Нет”. Спросили их: “У Него есть Рука?”, они сказали: 
“Нет”. Их спросили: “У Него есть Стопа?”, они говорят: “Нет”. Спросили их: “У Него есть Палец?”, они говорят: “Нет”. Их спросили: “Становится ли Он довольным и гневается ли Он?”, они сказали: “Нет”. Было сказано им: “У вас нет Бога”».

(Передал Ибн Шахин в «Шарх Мазахиб Ахлю ас-Сунна», стр. 34-35; Также ее упоминает Ибн Абу Я’ла в «Ибталь ат-Та’уилят», 1/55, и Абу аль-Касим аль-Асбахани ат-Тейми в «аль-Худжа фи баян аль-Махаджах»; иснад достоверный)

Передает Имам аз-Захаби, что Хаммад ибн Зайд и его учитель Айюб ас-Сихтаяни сказали о секте джахмитов и му’тазилитов:

إنما مدار القوم على أن يقولوا ليس في السماء شيء

«Воистину, основа их в том, чтобы сказать: нет никого над небесами».

(См. «Мухтасар аль-‘Улув», 132, иснад его достоверен, а от Хаммада Ибн Зайда передали ‘Абдуллах ибн Ахмад в «Сунна», 1/118, Ибн Батта в «Ибана», 3/194, Имам Ахмад в «Муснаде», 6/457, №27627, и другие имамы)

Сказал Имам аз-Захаби, комментируя эти слова: «Я скажу: Слова саляфов, имамов Сунны, сподвижников, Аллаха, Его Пророка и верующих, состоит в том, что Аллах, Могущественный [и] Величественный, – над небом, и что Аллах над Троном, и что Аллах над Своими семью небесами, и что Он нисходит на ближнее небо». (См. «Мухтасар аль-‘Улув», стр. 146)

6. Яхъя ибн Са’ид аль-Каттан

Имам Яхъя ибн Са’ид аль-Каттан, да помилует его Аллах, — величайший ученый, мухаддис, один из первых имамов науки Джарх уа Та’дыл. Умер в 198 году по Хиджре, да смилуется над ним Аллах!

‘Абдуллах ибн Ахмад сказал:

قال عبد الله ابن الإمام أحمد بن حنبل: سمعت أبي رحمه الله: حدثنا يحيى بن سعيد بحديث سفيان … عن النبي صلى الله عليه وسلم: «أن الله يمسك السموات على أصبع» قال أبي رحمه الله: جعل يحيى يشير بأصابعه, وأراني أبي كيف جعل يشير بأصبعه, يضع أصبعا أصبعا حتى أتى على آخرها

«Я слышал как мой отец, да милуется над ним Аллах, рассказывал хадис Суфьяна, что Пророк, саля-Ллаху ‘алейхи уа салям, сказал: “Аллах будет держать небеса на пальце (исба’)”. Мой отец, да смилуется на ним Аллах, сказал: “Яхья (ибн Каттан) начал указывать своими пальцами; и мой отец показывал мне, как он (Ибн Каттан) делал жесты своими пальцами. Он ставил один палец на другой, затем другие, пока не дошел до последнего”».

(Передал ‘Абдуллах ибн Ахмад в «Китаб ас-Сунна», 1/264, тахкык Мухаммад ибн Са’ид аль-Кахтани)

Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Передал Имам Ахмад ибн Ханбаль от Яхъя ибн Са’ид , в книге “ас-Сунна”, и сказал: “И Яхъя указывал своими пальцами, ставя палец на другой, пока не дошел до последнего”». (См. «Фатх аль-Бари», 13/409)

7. Имам аш-Шафи’и

Сказал Имам аш-Шафи’и, да смилуется над ним Всевышний Аллах, в своей книге «ар-Рисаля»:

وقال الشافعي في كتابه الرسالة ( والحمد لله .. الذي هو كما وصف به نفسه وفوق ما يصفه به خلقه

«Хвала Аллаху…, Который является таким, каким Он описал Себя Сам, и превыше Он того, чем описывают Его творения».

 (См. «ар-Рисаля», 7-8)

Передали также с достоверным иснадом от Имама аш-Шафи’и, ученый Абу Хасан аль-Хаккари, Ибн Аби Хатим ар-Рази, Ибн Кудама аль Макдиси и Имам аз-Захаби, что он сказал:

روى شيخ الإسلام أبو الحسن الهكاري والحافظ أبو محمد المقدسي بإسنادهم إلى أبي ثور وأبي شعيب كلاهما عن الإمام محمد بن إدريس الشافعي ناصر الحديث رحمه الله تعالى قال القول في السنة التي أنا عليها ورأيت عليها الذين رأيتهم مثل سفيان ومالك وغيرهما الإقرار بشهادة أن لا إله إلا الله وأن محمدا رسول الله وأن الله على عرشه في سمائه يقرب من خلقه كيف شاء وينزل إلى السماء الدنيا كيف شاء وذكر سائر الإعتقاد

«Слово мое о Сунне, на которой я, и на которой застал тех, кого я видел, таких как Суфьян ас-Саури, Имам Малик, и других — признание шахады, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, а Мухаммад — Его Посланник, и что воистину, Аллах над Троном Своем, над небесами Его, приближаясь к своим творениям, как Он пожелает, и спускаясь на небеса этого мира, как Он хочет».

(См. «аль-‘Улув», асар 443, также похожий асар передал Ибн Кудама в «Люматуль-И’тикод», Ибн Аби Хатим Ар-Рази в «ар-Родд ‘аля Джахмия», и другие алимы)

Также аш-Шафи’и сказал: «Если же имеется в наличие шариатское сообщение об этих Качествах, то оно в понимании занимает место услышанного напрямую. И обязательно услышавшему шариатское сообщение уверовать в него на его внешнем смысле, и засвидетельствовать его, как будто бы он увидел воочию и услышал Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И мы утверждаем эти качества для Аллаха, и отвергаем их подобие сотворенному (ташбих), как отверг подобие от себя Всевышний».

Для подробного ознакомления с ‘акыдой Имама аш-Шафи’и в Атрибутах Аллаха, читайте статью: Вероубеждение Имама аш-Шафи’и

8. Абу Ма’мар аль-Хузали

Имам Абу Ма’мар аль-Хузали, да помилует его Аллах, (ум. 236 г.) сказал:

قال: «من زعم أن الله عز وجل لا يتكلم, ولا يسمع, ولا يبصر, ولا يغضب, ولا يرضى — وذكر أشياء من هذه الصفات -, فهو كافر بالله عز وجل, إن رأيتموه على بئر واقفا فألقوه فيها, بهذا أدين الله عز وجل , لأنهم كفار بالله »

«Кто бы ни утверждал, что Аллах не говорит, или не слышит, или не видит, или не гневается, или не становится довольным (далее он упомянул еще несколько Атрибутов) – тот является неверующим в Величественного и Могучего Аллах. Если ты увидишь его стоящим возле стены, толкни его на нее. Посредством этого я приближаюсь к Величественному и Могучему Аллаху, потому, что они неверующие в Аллаха».

(Передал ‘Абдуллах ибн Ахмад в «Китаб ас-Сунна», 1/281. Также ее упоминает Ибн ан-Наджад в «ар-Родд ‘аля ман Якуль аль-Кур’ан Махлюк», стр. 5-6, и аль-Хатыб в «Тарих Багдад», 7/254)

9. Имам Ахмад ибн Ханбаль

Передает аль-Халляль в своей книге «ас-Сунна», что Абу Бакр аль-Маруази передал хадис: «Аллах будет держать небеса на пальце (исба’)», ссылаясь на Имама Ахмада, и сказал:

روى الخلال في كتابه «السنة» أن أبا بكر المروزي حدث بحديث «إن الله يمسك السموات على أصبع» عن الإمام أحمد وقال: رأيت أبا عبد الله يشير بإصبع إصبع

«Я видел как Абу ‘Абдуллах (Имам Ахмад) указывал пальцами, один за другим».

(См. «Фатх аль-Бари», 13/409, тахкык ‘Абдуль-Кадир Шайбт аль-Хамд)

10. ‘Амр ибн ‘Усман аль-Макки ас-Суфи

Имам ‘Амр ибн ‘Усман аль-Макки ас-Суфи, да смилуется над ним Всевышний Аллах, (ум. 297 г.) в своей книге «Адаб аль-Муридин уа ат-Та’арруф ли Ахуаль аль-‘Ибад» сказал:

قال في كتابه «أداب المريدين والتعرف لأحوال العباد» في باب: ما يجيء به الشياطين للتائبين: «وأما الوجه الثالث الذي يأتي به الناس إذا هم امتنعوا عليه واعتصموا بالله, فإنه يوسوس لهم في أمر الخالق ليفسد عليهم أحوال التوحيد …» وذكر كلاما طويلا إلى أن قال: «فهذا من أعظم ما يوسوس به في التوحيد بالتشكيك, وفي صفات الرب بالتشبيه والتمثيل, أو بالجحد لها والتعطيل, وأن يدخل عليهم مقاييس عظمة الرب بقدر عقولهم; فيهلكوا إن قبلوا, أو يضعضع (23) أركانهم, إلا أن يلجأوا في ذلك إلى العلم, وتحقيق المعرفة بالله عز وجل من حيث أخبر عن نفسه, ووصف به رسوله; فهو تعالى القائل: {} أنا الله لا الشجرة. الجائي هو لا أمره, المستوي على عرشه بعظمة جلاله دون كل مكان, الذي كلم موسى تكليما, وأراه من آياته عظيما, فسمع موسى كلام الله الوارث لخلقه, السميع لأصواتهم, الناظر بعينه إلى أجسامهم, يداه مبسوطتان وهما غير نعمته وقدرته, وخلق آدم بيده

«Что касается третьего пути, через который он (шайтан) подходит к людям, когда они (верующие) остерегаются его и ищут спасения у Аллаха; он наущает им о Создателе, для того чтобы испортить “структуру” их Таухида», после этого ‘Амр ибн ‘Усман привел множество слов касательно этой темы, и продолжил:

«И величайшее из того, что он наущает на счет Таухида, это сеяние сомнений [в сердца людей], заставляя их [делать] “Ташбих” и “Тамсиль” в отношении Атрибутов Господа, или через отказ и отрицание (“Та’тыль”)… И ослабивает их основа, до тех пор, пока они не вернутся к знанию и достигнут знания об Аллахе, ‘Азза уа Джаль, посредством того, что Он сообщил о Себе, [и того] чем описал Его Посланник. Он — Самый Высочайший, Тот кто сказал: “Я Аллах”, а не дерево; Тот, кто явится – это Он (Аллах), а не Его приказ; Тот, кто вознесся над Троном… ; Тот, кто говорил с Мусой напрямую, и показал Ему Свои великие знамения. И Муса слышал Речь Аллаха… ; Тот, кто слышит все голоса [творений]; Тот, кто смотрит на их тела Своим Глазом; Его Руки распростерты, и это не означает Его Сила и Благословение. И Он создал Адама Своей Рукой».

(См. «Иджтима Джуюш аль-Ислямия», 2/274, «аль-‘Арш», 2/271-272)

11. Муфассир Ибн Джарир ат-Табари

Имам Ибн Джарир ат-Табари, да смилуется над ним Аллах, (ум. 310 г.) сказал:

ذكر مجموعة من الصفات منها: اليد, والسمع, وصفة النزول, والبصر, والضحك, وغيرها مما ثبت في نصوص القرآن والسنة, ثم قال: «فإن قال لنا قائل: فما الصواب من القول في معاني هذه الصفات التي ذكرت, وجاء ببعضها كتاب الله عز وجل ووحيه, وجاء ببعضها رسول الله صلى الله عليه وسلم?
قيل: الصواب من هذا القول عندنا: أن نثبت حقائقها على ما نعرف من جهة الإثبات, ونفي التشبيه كما نفى ذلك عن نفسه — جل ثناؤه — فقال. {ليس كمثله شيء وهو السميع البصير} [الشورى: 11]

«Если кто-то спросит нас: “Какова истина из числа мнений касательно смыслов тех Атрибутов, которые мы только что упоминули, и с некоторыми из которх пришла Книга Аллаха и Его откровение, и некоторые исходят от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?”. То следует ответить: “Правиьная позиция по нашему мнению – подтверждать внешний смысл Атрибутов и отрицать подобие Творца кому-либо”… Он (Аллах) сказал: “Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий” (42:11)».

(См. «ат-Табсир фи Ма’алим ад-Дин», стр. 140, ат-Табари)

12. Абу аль-‘Аббас ас-Суррайдж аш-Шафи’и

11. Абу аль-‘Аббас ас-Суррайдж аш-Шафи’и, да смилостивиться над ним Аллах, (ум. 313 г.) сказал:

«من لم يقر ويؤمن بأن الله تعالى: يعجب, ويضحك, وينزل كل ليلة إلى السماء الدنيا فيقول:» من يسألني فأعطيه? «; فهو زنديق كافر, يستتاب, فإن تاب وإلا ضرب عنقه»

«Тот, кто не подтверждает и не верит, что Высочайший Аллах восхищается, смеется, нисходит на ближайшее небо, говоря: “Кто просит Меня…”, такой человек является еретиком, кафиром. Его нужно попросить покаяться; либо он принесет покаяние, либо его следует казнить».

(См. «Тазкират аль-Хуффаз», 2/215, «ас-Сияр», 14/396)

13. Абу Ахмад аль-Караджи аль-Кассаб

Имам Абу Ахмад аль-Караджи аль-Кассаб, да смилуется над ним Аллах, (ум. 360 г.) в своей книге «ас-Сунна» сказал:

«Каждый Атрибут, которым Аллаха описал Себя, или которым описал Его пророк, является истинным (хакикатан) (в своем смысле) Атрибутом, а не метафорический (маджаз)».

(См. «Тазкират аль-Хуффаз», 3/101, «аль-‘Улув», стр. 239, «Дар’у Та’аруд аль-‘Акль уа Накль», 3/229, Ибн Теймийя)

14. Абу аль-Хасан ибн аль-Казвини аш-Шафи’и

Имам Абу аль-Хасан ибн аль-Казвини аш-Шафи’и, да смилостивиться над ним Аллах, (ум. 422 г.), скзазал:

أخرج الخليفة العباسي القائم بأمر الله الاعتقاد القادري في سنة اثنتين وثلاثين وأربعمائة, فقرئ في الديوان, وحضر الزهاد والعلماء, وممن حضر: الشيخ أبو الحسن علي بن عمر القزويني, فكتب بخطه تحته قبل أن يكتب الفقهاء: «هذا قول أهل السنة, وهو اعتقادي, وعليه اعتمادي ».
ومما جاء في الاعتقاد القادري: «وما وصف الله سبحانه به نفسه, أو وصفه به رسول الله صلى الله عليه وسلم, فهو صفات الله عز وجل على حقيقته لا على سبيل المجاز»

«Все то, чем Аллах описал Себя, либо описал [Его] Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и привествует, — это есть Атрибут Аллаха в истинном (смысловом) значении (хакикия), а не в метафорическом… Это есть слова Ахлю ас-Сунна уаль-Джама’а».

(См. «Табакат аль-Ханабиля», 2/370-371, «аль-Мунтазам», 15/279)

15. Ибн ‘Абудль-Барр аль-Андалуси

Имам Ибн ‘Абудль-Барр аль-Андалуси, да смилуется над ним Аллах, (ум. 463 г) в своей книге «ат-Тамхид» скзаал:

قال في «التمهيد»: «أهل السنة مجمعون على الإقرار بالصفات الواردة كلها في القرآن والسنة, والإيمان بها, وحملها على الحقيقة لا على المجاز, إلا أنهم لا يكيفون شيئا من ذلك, ولا يحدون فيه صفة محصورة. وأما أهل البدع والجهمية والمعتزلة كلها والخوارج; فكلهم ينكرها, ولا يحمل شيئا منها على الحقيقة, ويزعمون أن من أقر بها مشبه »

«Люди Сунны объединились на подтверждении Атрибутов, пришедших в Книге и Сунне, и понимают их на их очевидном (хакикати) значении, а не на переносном (маджаз), и не задаются вопросом “как”, и не ограничивают какой-либо из этих Атрибутов определенными ограничениями. Что же касается Ахлю аль-Бид’а, и джахмитов, и му’тазилитов, и хауариджей – все они отрицают Атрибуты и не принимают их в истинном значении и утверждают, что кто признал их — тот уподобил».

(См. «ат-Тамхид», 7/145)

16. Абу аль-Касим Исма’ил аль-Асбахани аш-Шафи’и

Абу аль-Касим Исма’ил аль-Асбахани аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах, (ум. 535 г.) сказал в книге «аль-Худжа»:

قال: «ولا يجوز إضافة المجاز إلى صفات الله تعالى»

«И не разрешено давать переносный смысл Атрибутам Аллаха».

(См. «аль-Худжа фи баян аль-Махаджа», 1/446)

17. Ибн аль-Кайим аль-Джаузия

Имам Ибн аль-Кайим аль-Джаузия аль-Ханбали, да смилуется над ним Аллах, (ум. 751 г.) сказал в своей книге «И’лямун аль-Мувакки’ин»:

«وقد تنازع الصحابة في كثير من مسائل الأحكام وهم سادات المؤمنين وأكمل الأمة إيمانا ولكن بحمد الله لم يتنازعوا في مسألة واحدة من مسائل الأسماء والصفات والأفعال, بل كلهم على إثبات ما نطق به الكاتب والسنة كلمة واحدة من أولهم إلى آخرهم; لم يسوموها تأويلا, ولم يحرفوها عن مواضعها تبديلا, ولم يبدوا لشيء منها إبطالا, ولا ضربوا لها أمثالا, ولم يدفعوا في صدورها وأعجازها, ولم يقل أحد منهم يجب صرفها عن حقائقها وحملها على مجازها, بل تلقوها بالقبول والتسليم, وقابلوها بالإيمان والتعظيم, وجعلوا الأمر فيها كلها أمرا واحدا, وأجروها على سنن واحد ».

«Сподвижники разногласили во многих вопросах Фикха, а они были лучшими из верующих, и самыми совершенными в вере, в Умме. Но хвала Аллаху, они не разногласили в вопросах относительно Имен, Атрибутов и Действий Аллаха. Все они были на подтверждении того, что пришло в Коране и Сунне, от первых из них до последних. Они не истолковывали их (не давали им другой смысл) и не искажали их от их истинного значения; и они не искажали ничего из них… И не один из них не сказал, что необходимо отводить их от истинного [значения] и толковать их в метафорическом значении. Они приняли их принятием и подчинением; и подтвердили их верой и почитанием».

(См. «И’лямун аль-Мауакки’ин», Ибн аль-Кайим)

Из всего вышеприведенного нам становится предельно ясна ‘акыда наших праведных предков и их непричастность к каляму. И то, что мы привели в этой статье лишь малое из того, что имеется от Саляфов на данную тему. Пусть же побоятся Аллаха те, кто называет мусульман следующих путем ученых Ахлю ас-Сунна, антропоморфистами и уподобляющими!

И в заключении — хвала Аллаху, Господу миров!

«Анти-Суфия»

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s