Ибн Батта аль-‘Укбари и его ‘акыда

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Ибн Батта аль-‘Укбари и его ‘акыда

Краткая биография

Коротко о нем:

Он –  Абу ‘Абдуллах, ‘Убайду-Ллах ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Хамдан аль-‘Укбари аль-Ханбали, известный как Ибн Батта.

Имам Ибн Батта родился в 304 году по Хиджре в месяце Шаууале, в ‘Укбаре. (См. «Табакат аль-Ханабиля», 3/259, Абу Я’ля)

В поисках знаний, Ибн Батта посетил Шам, Мекку, Басру и множество других городов. (См. «Тарих Мадинат ас-Салам», 12/101, «Табакат аль-Ханабиля», 3/257)

Его учителя:

— Абу аль-Касим аль-Багъауи

— Абу Зарр аль-Багдади

— Мухаммад ибн Мухалляд аль-‘Аттар

— Мухаммад ибн Ахмад ибн Сабит аль-‘Укбари

— Джа’фар аль-Кафиля’и

— Абу аль-Касим аль-Хираки

— Абу Бакр ‘Абдуль-Азиз

— и другие (См. «аль-‘Ибар фи Тарджама ман Гъабар», Имам Захаби)

Его ученики:

— Ахмад аль-‘Атики

— Абу Ну’айм аль-Асбахани

— Мухаммад ибн Аби аль-Фауарис

— Абу ‘Али ибн Шихаб аль-‘Укбари

— Абу Мухаммад аль-Джаухари

— и другие (См. «Табакат аль-Ханабиля», 3/257)

Слова ученых о нем:

Сказал о нем его ученик аль-‘Атики: «И он был праведным, воздержанным человеком, и его ду’а обычно принималась». (См. «Тарих Мадинат ас-Салам», 12/106)

Абу Са’ад ас-Сам’ани сказал: «Он был благородным имамом, знающим в области Фикха и Хадиса. Он передавал множество хадисов, он слышал много хадисов от ученых Ирака, он был из числа ханбалитских Факихов, и он написал много хороших и полезных книг». (См. «аль-Ансаб», 1/368, ас-Сам’ани)

Имам аз-Захаби сказал: «Он был имамом в Сунне, имамом в Фикхе, и человеком чье ду’а принималось, да будет доволен им Аллах». (См. «Мизан аль-И’тидаль», 3/15)

Сказал ‘Абдуль-Хамид ибн ‘Али аль-‘Укбари: «Я не видел среди шейхов, мухаддисов, и других людей, человека лучше поведением, чем Ибн Батта». (См. «Тарих Мадинат ас-Салам», 12/102)

Абу Фатх аль-Хаууас сказал: «Я упомянул Ибн Батту, его знания и зухд Абу Са’ду аль-Исма’или, и он сказал: “Ты заставил меня захотеть встретиться с ним”. Так он оставил свою жену и своих детей (т.е. уехал), и когда он вернулся, я отправился к нему, чтобы увидеть его и поприветствовать салямом, и он сказал мне: “Когда я увидел человек, которого ты упоминал, я нашел его превосходящем твое описание (его, Ибн Батту)”». (См. «Тарих Димашк», 38/108)

Сказал Абу Мас’уд Ахмад аль-Баджали (сын Абу Са’да аль-Исма’или): «Я полюбил ханабалитов, с того дня когда я увидел Абу ‘Абдуллаха Ибн Батту». (См. «Табакат аль-Ханабиля», 3/260)

Сказал Абу Мухамад аль-Джаухари: «Я слышал как мой брат Абу ‘Абдуллах говорил: “Я видел во сне Посланника, саля-Ллаху ‘алейхи уа салям, и спросил его: «Какой путь является лучшим? Какого пути мне придерживаться?». И Он, саля-Ллаху ‘алейхи уа салям, сказал: «Ибн Батта, Ибн Батта, Ибн Батта». Так я покинул Багдад и отправился в сторону ‘Укбары… [я] посетил аш-Шейха Абу ‘Абдуллах Ибн Батту в центральной мечети, и когда он увидел меня, я не сказал ему ничего, а он сказал: «Посланник Аллаха сказал правду, Посланник Аллаха сказал правду»…”». (См. «Табакат аль-Ханабиля», 3/2058)

Слабость памяти Ибн Батты:

К сожаление Имам Ибн Батта обладал слабой памятью, и часто путал иснады, как об этом упоминают многие известные ученые. Приведем слова некоторых из них.

Имам аз-Захаби сказал: «Он был человеком, передающим множество хадисов, однако он был классифицирован как слабый (да’иф) из-за его памяти». (См. «аль-‘Ибар»)

Абу аль-Касим аль-Азхари сказал: «Ибн Батта – слабый, слабый». (См. «Тарих Мадинат ас-Салам», 12/104)

Но стоит отметить, что дефект Ибн Батты в хадисах, никак не влияет на его авторитет в других науках, как Фикх и ‘Акыда. И подтверждением этому являются слова Имама аз-Захаби.

Сказал аз-Захаби, комментируя слова аль-Азхари о слабости Ибн Батты: «Несмотря на его недостаток в точности передачах, он был имамом в Сунне, [и] имамом в Фикхе… да будет доволен им Аллах». (См. «Мизан аль-И’тидаль», 3/15)

Также о его слабой памяти упоминал Хатыб аль-Багдади, см. «Тарих Мадинат ас-Салам», 12/105.

Его книги:

— «ас-Сунна»

— «аль-Ибана аль-Кубра»

— «аль-Ибана ас-Сугъра»

— «аль-Тафарруд уаль-‘Узля»

— «аль-Манасик»

— «Салят аль-Джама’а»

— «Тахрим ан-Намима»

— много других книг (См. «Табакат аль-Ханабиля», 3/270-271)

Его смерть:

Имам Ибн Батта скончался в своем родном городе ‘Укбаре, в день ‘Ашура, в 387 году по Хиджре. Да простит Аллах ему все прегрешения и наградит его садами Фирдауса! (См. «Табакат аль-Ханабиля», 3/272)

Его вероубеждение (‘акыда)

1. Единобожие

Ибн Батта аль-‘Укбари, да смилуется над ним Всевышний Аллах, сказал о делении Единобожия на три части:

«В основе веры, которую обязаны исповедовать творения, чтобы уверовать в Аллаха, лежат три постулата:

Во-первых, раб обязан верить в господство Аллаха, чтобы тем самым отстраниться от тех, кто отрицает Бога и не верит в существование Творца.

Во-вторых, он обязан верить в Его единство, чтобы отстраниться от тех, кто признает существование Творца, но приобщает к Нему сотоварищей в поклонении.

В-третьих, он должен верить в обладание Аллахом качествами, без которых Его существование было бы невозможно, такими как знание, могущество, мудрость и другие качества, упомянутые в Его писании.

Нам известно, что многие из тех, кто признает существование Аллаха и поклоняется только Ему, уклоняются от истины в вопросе о божественных качествах, и такое уклонение вредит их единобожию.

Мы видим, что Всевышний Аллах обратился к Своим рабам и призвал их уверовать в каждый из этих трех постулатов. Что касается веры в господство и единство Аллаха, то мы не станем говорить об этом здесь, потому что эта тема обширна и велика. Кроме того, джахмиты заявляют, что они признают Аллаха единственным Господом и Богом, хотя отрицание ими божественных качеств делает их заявления бессмысленными и бесполезными».

(См. «аль-Ибана», 2/172-173, Имам Ибн Батта)

2. Атрибуты Аллаха

Имам Ибн Батта, да смилостивиться над ним Аллах, сказал:

«И мусульмане из числа сахабов и таби’инов, и всех людей знания единогласы в том, что Аллах, Табарака уа Та’аля, над Троном, над небесами, отдален (ба’ин) от Своих творений, и Его знание охватывает все Его создания, и никто не отрицает и не отвергает это, кроме тех кто на ‘акыде Хулюлийя».

(См. его книгу «аль-Ибана», глава: «Вера в то, что Аллах над Троном Своим, отдален от творений Своих, а знание Его охватывает всякую вещь»)

Также Ибн Батта, да помилует его Аллах, сказал:

«И джахмиты отвергли эти хадисы, отрицая их и обвиняя передатчиков во лжи. Их отказ от этих хадисов, это отказ Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и противоречие ему. Тот, кто отверг Посланника Аллаха, тот в действительности отвергает Аллаха, Могущественного и Величественного: “Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании” (59:7). Но если установится довод над джахмитами, и он осознает достоверность этих хадисов, и не  сможет отвергнуть их, то он скажет: “Этот хадис достоверный, однако значение слов Пророка: «Наш Господь нисходит каждую ночь»  – это то, что Его приказ нисходит”.

Мы им скажем: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, лишь сказал: «Аллах нисходит», или «Наш Господь нисходит». И если он подразумевал бы Его приказ, он сказал бы: «Приказ нашего Господа нисходит»”.

Джахмиты скажут: “Если мы скажем, что Он нисходит, то мы скажем что Он действительно нисходит, в то время как Он не нисходит”. (Затем Ибн Батта упомянул любимую оговорку искажающих смыслы Сыфатов Аллаха – а это «Если Аллах нисходит, то он покидает свое место и перемещается» и т.д., и продолжил:)

Мы им скажем: “Не вы ли те, кто отрицают сходство Господа вселенной (с творениями)? На самом деле вы отошли этой этой ‘акыды… И это потому, что вы отвергаете сообщения, и отвергаете хадисы, (и этим вы) отвергаете Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и обвиняете его во лжи. Если вы скажете, что он не нисходит, кроме как перемещением, то вы уподобляете Его творениям Его, и утверждаете что Он не может нисходить, кроме как перемещением, основываясь на описания творений, которые если находятся в (определенном) месте, другое место бывает отдалено от них.

Мы верим нашему Пророку (мир ему и благословение) и подтверждаем то, с чем он пришел… это то, что нам приказано. Мы скажем так, как сказал он: «Наш Господь нисходит», и мы не скажем, (что) Он перемещается, наоборот Он нисходит как Он пожелает”».

(См. его книгу «аль-Ибана аль-Кубра»)

И в заключении — вся хвала Аллаху, Господу миров!

«Анти-Суфия»

Реклама

One response to this post.

  1. […] Также его слова о доказательствах Возвышенности Аллаха, передает Ибн Батта аль-‘Укбари. […]

    Ответить

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s