Несколько высказываний ученых на тему «Слышат ли мертвые?»

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Несколько высказываний ученых на тему «Слышат ли мертвые?»

Всевышний Аллах сказал: «Ты не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать твой призыв, когда они обращаются вспять. Ты не выведешь слепых из их заблуждения. Ты можешь заставить слышать только тех, которые веруют в Наши знамения, будучи мусульманами». («Муравьи», 80-81)

Сказал Имам аз-Замахшари (ум. 538 г.) комментируя эти аяты:

«Кафиры живы и у них есть чувства, но их сравнили с мертвыми, потому что когда аяты Аллаха пришли к ним, их уши не обратили на них тщательное внимание. И их слышание аятов подобно не-слышанию. Их слух бесполезен, и по этой причине они подобны мертвым, которые не слышат…».

(См. «Тафсир аль-Кашшаф», толкование к 27:80)

Имам ‘Изз ибн ‘Абдус-Салам (ум. 660 г.) комментируя 22 аят, суры «Фатыр» сказал:

{ يُسْمِعُ } يهدي { مَّن فِى الْقُبُورِ } كما لا تسمع الموتى كذلك لا تسمع الكافر أو لا تسمع الكافر الذي أماته الكفر حتى أقبره في كفره.

«Подобно тому, как мертвые не слышат, так же и кафиры не слышат (призыва)».

(См. «Тафсир» Ибн ‘Абдус-Салама)

ИмамИбн аль-Хумам аль-Ханафи сказал:

عند أكثر مشايخنا هو أن الميت لا يسمع عندهم على ما صرحوا به في كتاب الأيمان في باب اليمين بالضرب . لو حلف لا يكلمه فكلمه ميتا لا يحنث ; لأنها تنعقد على ما يفهم ، والميت ليس كذلك لعدم السماع . وأورد قوله صلى الله عليه وسلم في أهل القليب أقول منهم وأجابوا تارة بأنه مردود من عائشة رضي الله عنها قالت : كيف يقول صلى الله عليه وسلم ذلك والله تعالى يقول { وما أنت بمسمع من في القبور } {إنك لا تسمع الموتى } وتارة بأن تلك خصوصية له صلى الله عليه وسلم معجزة وزيادة حسرة على الكافرين ، وتارة بأنه من ضرب المثل كما قال علي رضي الله عنه . ويشكل عليهم ما في مسلم { إن الميت ليسمع قرع نعالهم إذا انصرفوا } اللهم إلا أن يخصوا ذلك بأول الوضع في القبر مقدمة للسؤال جمعا بينه وبين الآيتين فإنهما يفيدان تحقيق عدم سماعهم ، فإنه تعالى شبه الكفار بالموتى لإفادة تعذر سماعهم وهو فرع عدم سماع الموتى

«Согласно мнению большинству наших ученых, мертвые не могут слышать, как об этом говорится в книге “Китаб аль-Иман”, глава “аль-Йамин биль-Дараб”, что если кто-либо даст клятву, что не будет с кем-то разговаривать и он поговорит с ним (с кем он не разговаривал) когда тот умрет, он не нарушит свою клятву. Потому что, значение разговора – это чтобы другой человек понимал [речь], так как цель разговора – заставить понять, а мертвые не понимают, потому что мертвые не слышат. Некоторые  люди возразили [этому] тем, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о покойных колодца Бадра: “Вы слышите мои слова не лучше, чем они!” (аль-Бухари, Муслим). Они (наши ученые) ответили тем, что ‘Айша, да будет доволен ею Аллах, отвергла это и сказала: Как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, мог сказать такое? Ведь Аллах сказал: “и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле (35:22). Второй ответ – это было караматом (чудом)… Третий ответ – это был всего лишь урок для живых». 

(См. «Фатх аль-Кадир», «Книга намаза», глава о похоронах)

Также этого мнения придерживались такие ученые, как Ибн Теймия, Ибн аль-Кайим, Абу Хаян аль-Андалуси, Имам аш-Шаукани и многие другие известные ученые.

Хвала Аллаху, Господу миров!

«Анти-Суфия»

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s