Исхак ибн Рахауейх и его ‘акыда

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

0217

Исхак ибн Рахауейх и его ‘акыда

Биография

Его имя:

Он – аль-Хафиз, Абу Я’куб, Исхак ибн Ибрахим ибн Мухлид аль-Ханзали ат-Тамими аль-Маруази, известный как Ибн Рахауейх.

Рахауейх — фамилия его отца Абу аль-Хасана Ибрахима, он был назван так, потому что он родился на дороге в Мекку, и «дорога» на персидском «Рах»,  а «Уейх» означает «находить». Таким образом «Рахауейх» означает «найденный на дороге». (См. «Уафият аль-А’ян», 1/200)

Его рождение:

Сказал его сын – Мухаммад ибн Исхак ибн Рахауейх«Мой отец, да помилует его Аллах, родился в 163 году». (См. «аль-Кунна уаль-Асма», 3/1164)

По другим сведениям, он родился в 161 году. (См. «Тарих Багдад», 7/364)

Его учителя:

Находясь в своем городе, он учился и слышал от многих известных ученых того времени, затем в 184 году, с целью увеличения багажа знаний, он совершил поездку в Ирак, Хиджаз, Йемен и Шам. Находясь в Шаме, он требовал знание у выдающихся ученых, среди которых следующие:

— Фудейль ибн ‘Ияд

— Джарир ибн ‘Абдуль-Хамид ар-Рази

— Суфьян ибн ‘Уейна

— ‘Абдур-Рахман ибн Махди

— ‘Абдуллах ибн Уахб

— аль-Уалид ибн Муслим

— Уаки’ ибн аль-Джаррах

— Яхья ибн Са’ид аль-Каттан

— Сулейман ибн Харб

— Яхья ибн Адам

— и многие другие ученые и имамы (См. «Тарих Мадинат ас-Салам», 7/362, «Тахзиб аль-Камал», 2/373-376)

Его ученики:

— Мухаммад ибн Исхак (его сын)

— аль-Бухари

— Муслим

— ат-Тирмизи

— Абу Давуд

— ан-Наса’и

— ‘Абдур-Рахман ад-Дарими

— Мухаммад ибн Наср аль-Маруази

— Абу аль-‘Аббас ас-Сарадж (он был последним, кто записывал от Исхака ибн Рахауейха)

— и другие

Также из тех, кто записывал от него были его учителя Яхья ибн Адам и Бакия ибн аль-Уалид, а его современниками были такие великие имамы, как Ахмад ибн Ханбаль и Яхъя ибн Ма’ин. (См. «Тарих Мадинат ас-Салам», 7/363, «ас-Сияр», 11/359)

Слова ученых о нем:

Был спрошен о нем Имам Ахмад, и он ответил: «Спрашиваете об Исхак ибн Рахауейхи? Для нас Исхак из имамов мусульман». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 2/210)

Имам Ахмад также сказал: «Никогда еще, никто подобный Исхаку не пересекал мост в Хурасан». (См. «аль-Камал фи ду’афа ар-Риджаль», 1/126, Ибн ‘Ади)

Также сказал Ахмад«Я не знаю или я не осведомлен о человеке, которого можно было бы сравнить с Исхаком».

Также он скзаал: «Для нас, аш-Шафи’и это Имам, аль-Хумейди – Имам, и Исхак ибн Рахаейх – Имам».

Также сказал он: «Когда Абу Я’куб, Повелитель верующих, передает тебе, то держись за это».

Кутейба ибн Са’ид упоминая Исхака сказал: «Исхак является имамом». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 2/210)

Сказал Абу Хатим ар-Рази«Исхак ибн Рахауейх это Имам из имамов мусульман». (См. «аль-Джарх уа Та’дыль», 2/210)

Сказал ан-Наса’и о нем, упоминая своих учителей: «Один из имамов». (См. «Тасмият Машайх ан-Наса’и», стр. 62)

Также он сказал: «Абу Я’куб, Исхак ибн Ибрахим ибн Мухлид ибн Ибрахим – достоверный, надежный». (См. «Тарих Мадинат ас-Салам», 7/369)

Сказал Уахб ибн Джарир«Да вознаградит Аллах Исхак ибн Рахауейха, Садаку и Я’мура, они оживили Сунну на землях Востока».

Ну’айм ибн Хаммад сказал: «Если ты увидишь иракца, который плохо говорит о Ахмад ибн Ханбале, то заподозри его религию; если ты увидишь жителя Хурасана, плохо отзывающегося об Исхаке ибн Рахауейхи, то заподозри его религию; и если ты увидишь басрийца, плохо отзывающегося о Уахб ибн Джарире, заподозри его религию».

Сказал Са’ид ибн Су’иб«Я не знаю никого на земле, подобного Исхаку».

Ибн Хузейма сказал: «Даже если Исхак ибн Ибрахим аль-Ханзали присутствовал бы среди табиинов, воистину они подтвердили/признали бы его память, знания и фикх». (См. «Тарих Мадинат ас-Салам», 7/366-369)

Ибн Хиббан сказал о нем: «Исхак был из мастеров своего времени в фикхе, науке, и в запоминании…». (См. «ас-Сикат», 8/116)

Сказал Абу Давуд аль-Хафаф«Исхак ибн Рахауейх диктовал над 11.000 передач по памяти и прочитал их нам, и он не добавил и не убавил ни единой буквы оттуда». (См. «аль-Камал фи ду’афа ар-Риджаль», 1/127)

Абу Хатим ар-Рази сказал: «Я упомянул Абу Зур’е Исхака ибн Рахауейха и его запоминание иснадов и текстов сообщений, и Абу Зур’а сказал: “Нет передатчика у кого бы была память лучше чем у него”. Абу Хатим сказал: “И из удивительных вещей это его память и безупречность от ошибок…”. Ахмад ибн Салама сказал: «Так я сказал Абу Хатиму, что он диктовал нам толкование Корана по памяти, на что Абу Хатим сказал: «И это самая удивительная вещь –  действительно, точность в рассказах (передачах) намного легче точности в иснадах толкования Корана»”…». (См. «Тарих Мадинат ас-Салам», 7/372)

Сказал Кутейба ибн Са’ид«Хафизами Хурасана были Исхак ибн Рахауейх, затем ‘Абдуллах ибн ‘Абдур-Рахман ас-Самарканди, затем Мухаммад ибн Исма’ил». (См. «Тарих Мадинат ас-Салам», 7/372)

Также его хвалит Мухаммад ибн Яхъя аз-Зухали, см. «Тарих Мадинат ас-Салам», 7/370.

Сказал Абу Ну’айм аль-Асбахани«И среди них – доблестный, известный имам в запоминании и фикхе… Исхак ибн Ибрахим аль-Ханзали, ближайший соратник почтенного, благородного имама Ахмада ибн Ханбаля, и друг имама Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи’и… И был он разрушительным для людей заблуждения и нововведений». (См. «Хулият аль-Аулия», 9/234, аль-Асбахани)

Сказал аль-Хатыб аль-Багдади«Он был одним из имамов мусульман… И было собрано в нем [знание о] Хадисе и Фикхе, хорошая память и правдивость, набожность и воздержанность». (См. «Тарих Мадинат ас-Салам», 7/362)

Ибн Хаджар аль-‘Аскалани сказал о нем: «Заслуживащие доверие, запоминатель передач, независимый муджтахид, близкий соратник Ахмада ибн Ханбаля». (См. «Такриб ат-Тахзиб», 1/126)

Также о нем написали стихи ‘Али ибн Хаджар и Ахмад ибн Са’ид ар-Рибати, см. «Хулият аль-Аулия», 9/234.

Сказал Ахмад ар-Рибати о нем: «Никто не преуспел его в Хурасане в знании и понимании… Да освятит Аллах его лицо и хранит его…». (отрывок из стиха)

Его книги:

— «аль-Муснад» (См. «аль-А’лям», 1/292, «аль-Му’джам аль-Муфахрас», стр. 131)

— «Китаб ат-Тафсир»

— «Китаб аль-‘Ильм» (См. «аль-Му’джам аль-Муфахрас», стр. 58, 109)

Его смерть:

Исхак ибн Рахауейх покинул этот мир 14-ого Ша’бана 298 году, в возрасте 75 лет, в Нейсабуре. (См. «Тарих аль-Аусат», 4/1036, аль-Бухари)

Да смилуется над ними Аллах и возвысит его степенями в Раю! Амин.

Некоторые ученые из его потомства:

1. Его сын – Мухаммад ибн Исхак ибн Ибрахим, Абу аль-Хасан аль-Маруази. Родился в Маруе и вырос в Нейсабуре. Большой Хафиз. Он записывал в Хурасане, Ираке, Хиджазе, Шаме и Египте. Слышал и передавал от многих ученых, в том числе и от своего отца. Умер в 289 году.

2. Его внук – Абу Тайиб Мухаммад ибн Мухаммад ибн Исхак ибн Ибрахим. Ученый маликитского мазхаба.  Родился в Маруе, жил в Багдаде и учился там у многих авторитетных ученых. Умер в Рамле, в 339 году. 

Его вероубеждение (‘акыда)

Сказал Харб аль-Кирмани«Я сказал Исхак ибн Рахауейху: “Что мы говорим о словах Аллаха: «Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым»?”. Он (Исхак) сказал:

“Где бы ты не был, он ближе к тебе чем твоя яремная вена, но Он отдален от Своих творений (ба’ин мин халькъи-хи)”. Затем он упомянул слова Ибн аль-Мубарака: “Он над Троном Своим, отдален от Своих творений”, и сказал: “Самый сильный и ясный  довод относительно этого, это Его слова: Милостивый вознесся над Троном (20:5)”».

(См. «Мухтасар аль-‘Улув», стр. 191,  «Китаб аль-‘Арш», 2/244, «ас-Сияр», 11/370. Также передает ее аль-Халляль в «ас-Сунна»)

Сканированная копия:

Передает аль-Лялякаи, что Исхак ибн Рахауейх сказал:

علامة جهم وأصحابه دعواهم على أهل الجماعة وما أولعوا به من الكذبأنهم مشبهة، بل هم المعطلة، ولو جاز أن يقال لهمهم المشبهة لاحتمل ذلك، وذلك أنهم يقولونإن الرب تبارك وتعالى في كل مكان بكماله؛ في أسفل الأرضين وأعلى السموات على معنى واحد، وكذبوا في ذلك ولزمهم الكفر

«Признаком Джахма и его сподвижников является их ложные обвинения против Ахлю аль-Джама’а, в том, что они (Ахлю ас-Сунна) – мушабихха (уподобляющие Аллах творениям), однако они (Джахмиты) – му’аттыля (отрицающие Атрибуты). И даже если мы их назовем мушаббиха (уподобляющими), то это также будет правильным, по причине их слова: “Всевышний Аллах [находится] везде”… и они лгут в этом и это их куфр (неверие)».

(См. «Шарх усуль аль-И’тикад», 3/532, аль-Лялякаи)

Сказал Исхак ибн Рахауейх:

إنما يكون التشبيه إذا قال: (يدٌ كيدٍأو (مثلُ يدٍأو (سمعٌ كسمعٍأو (مثلُ سمعٍ)، فإذا قال (سمعٌ كسمعٍأو (مثلُ سمعٍفهذا التشبيه، وأما إذا قال كما قال الله تعالى، يد وسمع وبصر لا يقولكيف، ولا يقولمثل سمع ولا كسمع، فهذا لا يكون تشبيها.

«Ташбих будет тогда, когда скажут что Рука – как рука (творений), либо подобна руке, Слух – как слух (творений), то это будет уподобление. А если кто-то скажет, как сказал Аллах: Рука и Слух и Зрение, и не скажет каким это образом и не скажет – как слух (творений) или подобен слуху (творений), то это не будет являться уподоблением. Это подобно тому, как сказал Аллах: “Нет ничего подобного Ему и Он – Слышаший, Видящий”».

(См. «Сунан», 2/42, ат-Тирмизи)

Сказал Исхак ибн Рахауейх в своем «Муснаде»:

وقد مضت السنة من رسول الله صلى الله عليه و سلم بأن أهل الجنة يرون ربهم وهو من أعظم نِعم أهل الجنة

«И пришло в Сунне Посланника Аллаха, саля-Ллаху ‘алейхи уа салям, что обитатели Раю увидят своего Господа, и это из великих наград для обитателей Раю».

(См. «Муснад», 3/672, Ибн Рахауейх)

Исхак ибн Рахауейх сказал:

«Ибн Тахир спросил меня о хадисе Пророка, саля-Ллаху ‘алейхи уа салям, о нисхождении Аллаха (на ближнее небо), и я сказал ему: “Он спускается без вопроса «как» /биля кейфа/”».

(См. «аль-Асма уа ас-Сыфат», 2/377, иснад достоверный)

Исхак ибн Рахауейх также сказал:

قال لي الأمير عبد الله بن طاهر: «يا أبا يعقوب، هذا الحديث الذي ترويه عن رسول الله صلى الله عليه وسلم: «ينزل ربنا كل ليلة إلى السماء الدنيا»، كيف ينزل؟ قال، قلتُ: «أعز الله الأمير! لا يُقال لأمر الرب: كيف؟ إنما ينزل بلا كيفَ

«Принц ‘Абдуллах ибн Тахир спросил меня: “О Абу Я’куб, этот хадис который ты передаешь от Пророка, саля-Ллаху ‘алейхи уа салям, что «Аллах каждую ночь нисходит на ближайшее небо», как Он нисходит?”. Я ответил: “Да вознаградит Аллах принца. Не говорят «как» по отношению к делам Аллаха. Он спускается без вопроса «как» /биля кейфа/”».

(См. «‘Акида ас-Саляф уа Асхабуль-Хадис», стр. 194)

Также он сказал:

من وصف الله فشبه صفاته بصفت أحد من خلق الله فهو كافر بالله العظيم، لأنه وصف بصفاته، إنما هو استسلام لأمر الله ولما سن الرسول

«Кто бы не описывал Аллаха, уподобляя Его атрибуты, атрибутам кого-либо из творений, тот является неверующим в Великого Аллаха. Но необходимо подчинятся приказам Аллаха и предписание Посланника».

(См. «Шарх усуль аль-И’тикад», 3/532, с достоверным иснадом от Ибн Аби Хатима, который привел это в книге «ар-Родд ‘аля Джахмия»)

Исхак ибн Рахауейх сказал: «Воистину, Аллах описал Себя в Своей Книге Атрибутами, после чего созданию не осталось нужды описывать Его чем-то другим помимо того как Он описал Себя…».

(См. «аль-Арба’ин фи сыфати-Ллях», 144, Имам аз-Захаби)

На этом мы завершаем этот наш маленький труд. Просим Всевышнего Аллаха принять его от нас и наставит посредством него наших оппонентов! Амин.

И в заключении – хвала Аллаху, Господу миров!

Скачать

«Анти-Суфия»

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s